Парфюмер Брокар помыл и надушил Россию

Среди династий русских промышленников были инородцы. Знаменитая российская (и советская) парфюмерная и косметическая фабрика "Новая Заря" (Nouvelle Etoile) была основана в 1864 году французским предпринимателем и парфюмером Анри Брокаром. Само название фабрика получила только в 1922 году по предложению бывшего главного парфюмера "Торгового дома Брокар и К" Августа Мишеля, ставшего в СССР ее директором.

Основателем династии был Атаназ Брокар (Athanase Brocard), чье имя красовалось на вывеске парфюмерной лавки, расположившейся в начале 19-го века вблизи Елисейских полей. Мощная конкуренция вытолкнула папашу Брокара с двумя сыновьями из родной Франции сначала за Атлантический океан. Переселенцам из Старого света по большому счету было не до тонких ароматов. Как мы помним из истории, один остроумный американец заметил, что "труп врага всегда хорошо пахнет". После нескольких лет ностальгии и пьянства в США, Брокар решил вернуться в Париж. Старший сын предпочел остаться в Америке, а младший пока раздумывал, где подороже продать свой талант.

В 1861 году 24-летний французский парфюмер приехал в Москву. В России его стали называть Анри или Генрих Афанасьевич Брокар (Henri d'Athanase Brocard). Первопрестольная, куда он прибыл на работу по приглашению старого знакомого отца, известного французского парфюмера Гика, недавно открывшего здесь фабрику, произвела отталкивающее впечатление на Анри. Чуткий нос француза повсюду улавливал запах квашеной капусты и перегара. Зато зарплата молодого сотрудника была превыше всех ожиданий.

Юношу неумолимо тянуло в дом владельца магазина хирургических инструментов, не только потому, что тот был бельгийцем и с ним можно было поговорить на родном языке. Анри влюбился в выросшую в России дочь бельгийца — красавицу Шарлотту Раве. Более того, его чуткий деловой нюх почувствовал — из этой прелестницы выйдет замечательная супруга. Шарлотта была умна, отличалась практичностью и свободно изъяснялась как по-французски, так и по-русски. Анри-Генрих с трудом сумел выучить язык московитов и всю жизнь говорил со страшным акцентом.

Читайте также: Уральская эпопея рода Демидовых

7 сентября 1862 года молодые люди в ступили в законный брак. Венчались они в католической церкви. Несмотря на то, что всем обращенным в православие в Российской империи правительство сулило многочисленные выгоды. Пока жена вынашивала их первенца, Генрих вынашивал идею нового способа получения концентрированных духов. Свое изобретение Брокар продал во Франции за 25 тысяч франков. На вырученные деньги он в Москве арендовал конюшню в Теплом переулке, нанял двух рабочих, приобрел два котла и обратился в городскую управу за разрешением варить мыло. В списках Ремесленной управы профессии "парфюмер" не значилось и чиновники определили Генриха Брокара по "фельдшерскому цеху". До организации мыловаренного производства Брокаром, в Москве преимущественно использовали печную золу. Отсюда ныне забытая русская поговорка: "Мыло черно, да моет бело".

Первые 60 кусков душистого мыла получили название "Детское". На каждом брусочке ароматного изделия красовалась одна из букв русского алфавита. Нужно ли говорить, что вся заслуга в разработке дизайна и рекламная акция принадлежали Шарлотте Брокар. Выпускница одного из самых престижных московских пансионов не только прекрасно говорила на русском, но и знала вкусы своих московских товарок. Как это ни странно, но русским предпринимателям либо не приходило в голову, что парфюмерия и предметы личной гигиены могут быть товарами массового спроса, либо их выгоднее было закупать за рубежом. Ведь весь аналогичный товар раскупался представителями господствующего класса или выбившихся в люди купцов да мещан.

Читайте также: Три легенды о Савве Морозове

За партией "Детского" последовали: прозрачное "Глицериновое", круглое "Шаром" и зеленое "Огурцовое". Настоящую сенсацию произвел выпуск мыла "Народного", стоимостью одного брусочка в одну копейку. Оптовикам предлагались скидки. У московских конкурентов Брокара цены на мыло не опускались ниже 30 копеек за кусок. "Народное" мыло действительно стало таковым не только по названию. Именно это мыло стало первым, которым стала мыться русская деревня. Крестьяне закупали его ящиками на ярмарках. Благодаря этим нововведениям Брокар в 1866 году перебрался из бывшей конюшни в просторную фабрику на Пресне, но так и не выполнил своих обещаний перед хозяйкой, сдавшей ему в аренду помещение, произвести там отделочные работы.

Генрих Афанасьевич Брокар скончался в Москве 3 декабря 1900 года. Отпевали парфюмера в католическом костеле Святого Людовика на Лубянке. Похоронили в фамильном склепе в пригороде Парижа, в Провене. А его предприятие перешло в руки сыновей Александра и Эмиля. Именно они добились того, чтобы семейное предприятие получила почетный титул "поставщика двора Его Императорского Величества". Произошло это событие в год празднования 300-летия дома Романовых. К этому юбилею зять Анри-Генриха Брокара, главный администратор фирмы Ферран, составил оригинальный аромат, получивший название "Любимый букет Императрицы". Эти духи потом занимали первые места почти на всех международных выставках. Их аромат на протяжении целого столетия окутывал и царских особ, и рядовых советских служащих. И поныне эти духи имеются в продаже. После переименования они стали называться "Красная Москва".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"