Царская яхта числилась речным буксиром

  О том, что у семьи Романовых была великолепная царская яхта, известно давно. Но мало кто знает, что формально в России судов такого класса никогда не было. В 1885 году были заложены два парохода "для служебных поездок". На самом деле, это были роскошные яхты. Однако оба судна в Речном регистре числились "буксирами с железными корпусами". 

 Россия — великая речная держава, и я начну рассказ с речных царских яхт. Формально подобных яхт в Российской империи не существовало, однако в 1885 году на Сормовском заводе, по заказу министерства путей сообщений были заложены два парохода "для служебных поездок". Эти пароходы — "Межень" и "Стрежень" — представляли собой красивые яхты с обводами клиперов. Внутренние помещения их были отделаны драгоценными породами дерева, а мебель и гобелены были в стиле Луи XIV. Однако оба судна в справочнике судов Речного регистра числились "буксирами с железными корпусами".

Увы, особы императорской фамилии редко путешествовали по рекам. Так, "Межень" впервые была использована по назначению лишь на три дня в июле 1899 года, когда великий князь Владимир Александрович изволил вояжировать из Ярославля до Рыбинска. В июле 1910 года. на "Межене" совершила паломнический тур великая княгиня Елизавета Федоровна. В историю же "Межень" вошла в 1913 году. в ходе торжеств по случаю 300-летия династии Романовых.

Было решено, что царское семейство прибудет в Нижний Новгород поездом, а затем проследует на "Межени" вверх по Волге до Ярославля. Для этого была сформирована специальная эскадра в составе путейских (казенных) пароходов "Нижний Новгород", "Межень", "Стрежень", "Екатерина", "Орел" а также больших пассажирских пароходов общества "Самолет" — "Император Александр Благословенный" и "Царь Михаил Федорович".

Начиная с апреля 1913 года, весь фарватер шириной в 50 саженей от Нижнего до Ярославля был неоднократно протрален на предмет мин и естественных препятствий (корчей, топляков, камней и т. д.). Были поставлены сотни бакенов и вех. Между Нижним и Ярославлем организовали двести специальных постов, на каждом из которых имелось по две лодки и не менее трех сторожей.

В мае 1913 вся "эскадра" совершила пробный рейс из Нижнего в Ярославль и обратно. За три дня до приезда высочайших особ было приказано на Волге и прилегающих реках прекратить сплав леса, а за 12 часов до подхода царской флотилии должно было быть прекращено движение всех грузовых и пассажирских судов. Так что "Межень" на своем пути не встретила ни одного движущегося плавсредства.

За 12 часов до высочайшего отбытия из Нижнего Новгорода вверх по реке вышел пароход путей сообщения в сопровождении двух моторных баркасов. На их борту находилось несколько десятков полицейских, которые должны были останавливать все встречные суда, идущие как сверху, так и снизу, и заставлять их становиться на якорь вне фарватера. После чего на каждом из остановленных судов оставался одни нижний чин полиции.

За три дня до отплытия царя из Нижнего было запрещено движение по Волге всех частных моторных лодок. Населению категорически запрещалось разжигать на берегу костры.

На всякий случай на пути из Москвы в Нижний Новгород впереди царского поезда с интервалом в 1 час пустили два поезда — литер "Св" (свитский) и литер "Б". Оба поезда не имели внешних отличий от царского. Поезд с Николаем II прибыл в Нижний Новгород в 10 часов утра 17 мая. А уже вечером царь пересел на яхту "Межень". Свита разместилась на трехпалубном пассажирском пароходе "Царь Михаил Федорович". Министры Коковцев, Маклаков, Рухлов и чины охраны отправились на других пароходах.

Царь посетил Ипатьевский монастырь, Кострому и Ярославль. В полночь на 22 мая царский поезд умчал Николая II из Ярославля в Москву. Обратим внимание, что все ночи император провел на борту "Межени".

В каждом городе Николай II проезжал между выстроенными шпалерами гимназистов и гимназисток. За ними стоял строй солдат, и лишь потом — "народ". "Народ" был непростой: он состоял из членов Союза русского народа ("черносотенцев") и Добровольной охраны Государя. Местная полиция заранее собрала досье на каждого функционера из обеих организаций. Под личную ответственность каждому из них было разрешено взять с собой несколько родственников и знакомых.

 

 

 

Гимназисты же в волжских городах, равно как и в других поездках царя, должны были служить живым щитом на случай покушения. Дело в том, что еще в 1905 году, эсер Каляев не решился кидать бомбу в карету с великим князем Сергеем Александровичем, посколькувнейбылиДмитрийиМария — дети опальноговеликогокнязя Павла Александровича. За вступление в повторный брак против воли Николая II он был выслан из империи, а дети были отняты. Любопытно, что учителям и гимназистам, отправленным встречать царя, запрещалось иметь зонты, бинокли и цветы.

Перед приездом императора в любой город там производились превентивные аресты всех подозрительных лиц. Но после убытия царя их обычно выпускали. Благодаря принятым охраной мерам, путешествие царя по Волге в мае 1913 года прошло без инцидентов. Более царь и его семья речными яхтами не пользовались.

Морские прогулки на яхтах всегда нравились монархам, хотя содержание яхт было весьма накладно для госбюджета. Так, с 1954 года у британской королевы имелась всего одна большая яхта "Британия", причем она была построена так, что в военное время превращалась в госпитальное судно. На яхте за 42 года было совершено 928 государственных визитов. Но, увы, с 1997 года "Британия" стоит на приколе. Елизавета II даже публично поплакала по сему поводу, но Парламент остался непреклонен — денег на ремонт и модернизацию яхты так и не выделил.

Читайте также: Секретная губерния Екатерины Великой 

С 1894 по 1914 среди монархов мира самую большую флотилию яхт имело августейшее семейство Романовых. По суммарному тоннажу яхты не уступали тоннажу всех крейсеров Порт-Артурской эскадры, причем большие яхты по своим размерам не уступали бронепалубным крейсерам того времени, хотя и Александр III, и Николай II всего лишь несколько раз совершали визиты на яхтах в Англию, Францию, Данию и Германию. А в основном яхты вояжировали между Петергофом и Финскими шхерами и Южной бухтой Севастополя и Ялтинским портом.

Любопытно, что бы хоть как-то соблюсти приличия и на законных основаниях выкачивать деньги из бюджета Морского ведомства, Александр III придумал новый тип кораблей — "яхта-крейсер". Так, в 1887 году началось строительство крейсера по типу английского крейсера "Линдер". Вооружение его должно было состоять из восьми 152-мм, четырех 107-мм, шести 47-мм пушек и двух торпедных аппаратов. Крейсер предназначался для действий на океанских коммуникациях, и дальность плавания его должна была составлять 12 500 миль.

В ходе строительства крейсера в его конструкцию вносились изменения. В итоге, когда "Полярная Звезда" в марте 1891 вошла в строй, она оказалась не крейсером, а роскошной яхтой с четырьмя 47-мм пушками. Стоимость сего судна составила 3 557 100 рублей. Для сравнения стоимость параллельно строившегося крейсера "Память Азова" составила 3 690 254 рубля, включая артиллерию. Замечу, что и "Память Азова" строили с роскошными салонами для перевозки высочайших особ.

В 1892 году Морское ведомство заказало датской фирме "Бурмейстер ог Вайн" крейсер. Но в октябре 1893 Александр III приказал переделать его в императорскую яхту. В строй она вошла под названием "Штандарт" в 1896 уже при новом царе. Водоизмещение ее составило 5480 тонн. Для салютов яхта имела восемь 47-мм пушек Гочкиса.

Кроме этих яхт у высочайшего семейства имелось еще не менее дюжины яхты — "Царевна", "Александрия" и другие.

Яхта-крейсер "Штандарт" два раза в год гонялась с Балтики на Черное море только для того, чтобы отвезти императора из Севастополя в Ялту. Правда, жалеть начальство, команду и прислугу особенно не приходится. Царские яхты не подлежали таможенному досмотру и… Бесспорный рекорд по провозу контрабанды держала яхта "Полярная Звезда" на маршруте Копенгаген — Кронштадт.

Но эти 70 км от Южной бухты Севастополя до набережной Ялты "Штандарт" шел не один, а в сопровождении целой эскадры кораблей Черноморского флота. Так, 30 марта 1914 года его сопровождали крейсер "Кагул", яхта "Алмаз" и четыре эсминца. И это, замечу, был не только почетный эскорт. Дело в том, что яхта "Алмаз" по своему силуэту почти не отличалась от "Штандарта". Поэтому в течение шести лет, с 1906 по 1911 год, "Алмаз" служил яхтой-двойником "Штандарту" на Балтике. Периодически царская яхта менялась стоянками в Финских шхерах с ее двойником. Современники утверждали, что в 1907 при входе в Кодкинскую бухту была обнаружена плавучая мина. Но при этом на стоянке, предназначенной для "Штандарта", была пришвартована яхта "Алмаз".

В начале 1911 "Алмаз" прошел ремонт (кстати, в 1908 г. его официально включили в число императорских яхт), а 23 июля того же года он навсегда покинул Балтику и отправился на Черное море сопровождать яхту "Штандарт".

 

 

 

Если на Черном море на "Штандарте" царь обычно проводилнесколько часовпопутиизСевастополядо Ялтыиобратно, то на Балтике он пребывал на"Штандарте" неделями. Николай II и его семья любили отдыхать с конца июня до начала августа на островах в Финских шхерах. Чаще всего это происходило у поселка Виролахти. Сейчас он находится в нескольких километрах от российско-финской границы, а тогда был территорией Российской империи.

Безопасность царя помимо Дворцовой охраны, численность которой составляла от 50 до 200 человек, обеспечивали несколько тысяч матросов, находившихся на кораблях конвоя и окружающих островках.

В сентябре 1906 царь писал родственникам: "С нами здесь "Украина" и "Финн", миноносцы "Видный", "Резвый" и "Гремящий", "Царевна", "Генерал-адмирал" и "Азия". Все они по ночам светят боевыми фонарями кругом яхты".Кроме того, в состав царской флотилии входили угольная баржа, судно-баня, водовоз "Водолей" и госпитальное судно.

А вот состав царского конвоя в Финских шхерах в конце августа 1907 (обычно в это время царь уже был в Ливадии, но из-за волнений на Черноморском флоте о Крыме в тот год не могло быть и речи). Впереди "Штадарта" шли эсминцы "Украина" и "Выносливый"; сзади — посыльное судно (бывший крейсер) "Азия", яхты "Элекен" и "Александрия", а также конвоиры царских яхт "Дозорный" и "Разведчик". Замечу, что именно при Николае в составе русского флота появился новый тип кораблей — "конвоиры царских яхт". В 1900–1904 годах были построены четыре конвоира — "Спутник", "Конвоир", "Дозорный" и "Разведчик".

Шхерный район, где вояжировал "Штандрат", был заранее хорошо оборудован в гидрографическом отношении: взорваны подводные камни, поставлены буи, четко обозначены фарватеры. Тем не менее, 29 августа 1907 на траверзе острова Граншер "Штандарт" налетел на узкий камень на глубине 5,5 метров не обозначенный на карте. Приняв 1200 тонн воды, "Штандарт" накренился. Царская семья немедленно перешла на яхту "Александрия".

На части островов, где отдыхала царская семья, была оставлена дикая природа. Там высочайшие особы собирали цветы, ягоды, грибы и ловили рыбу. На других же островах была создана "увеселительная инфраструктура". Так, на острове Харппу в 1912 разбили парк с теннисными кортами, качелями и каруселями. При этом были учтены необходимые требования безопасности: корты расположили на берегу моря таким образом, что от основной суши они оказались отделены широкой полосой нанесенного морем песка. Растительность на ней отсутствовала, благодаря чему полоса хорошо просматривалась, и посторонние лица не могли незаметно приблизиться к кортам.

Охрана "Штандарта" имела четкие указания не допускать любые суда к царской яхте.

Как-то раз во время отдыха царя какой-то финн, незнакомый с русскими порядками, подплыл на лодке к сторожевой линии, что бы продать яблоки. Снайпер охраны метким выстрелом сбил с финна шляпу. А в 1907 потопили финскую лайбу, которая шла прямо на "Штандарт", игнорируя пароходные гудки и предупредительный выстрел. В итоге один из миноносцев пошел на таран и потопил лайбу. Пятеро финских рыбаков были спасены командой миноносца. На допросе выяснилось, что они не имели злого умысла, а просто хотели посмотреть поближе на императорскую яхту.

В другой раз более серьезный инцидент произошел с английским пароходом "Вудберн". Груженное лесом судно приближалось к стоянке "Штандарта", чтобы обогнуть яхту на расстоянии трех кабельтовых. "Вудберн" начали оттеснять миноносцы, уклоняясь, "Вудберн" дал задний ход, и его нос оказался повернутым прямо на "Штандарт". Немедленно конвоиры царской яхты открыли предупредительный огонь, а эсминец "Эмир Бухарский" угодил 76-мм снарядом в борт судна. В итоге был поврежден паропровод и ранен кочегар. Последовавший за этим скандал русские дипломаты с большим трудом замяли .

Ряд нынешних весьма компетентных историков утверждают, что император Вильгельм II, осматривая "Штандарт", "откровенно завидовал" своему кузену Ники. Кроме того, кайзер, оказывается, больше опасался за свою безопасность, чем царь, и поэтому его единственная мореходная яхта "Гогенцоллерн" (1892 года постройки, водоизмещение 4200 тонн, скорость- 21,5 узлов) имела мощное вооружение: три 105-мм пушки, двенадцать скорострельных пушек и два торпедных аппарата. А "Штандарт" — лишь восемь 47-мм салютных пушек.

На самом же деле, "Гогенцоллерн" представлял собой боевой корабль. А бытовые потребности кайзера были более чем умеренные и удовлетворялись вестовыми матросами. А Николаю II на "Штандарте", по выражению современника, прислуживали "раззолоченные пузатые лакеи".

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"