Антон Деникин: сперва патриот, потом генерал

Среди нас достаточно людей, которым 65 лет, и лишь совсем юным они кажутся старыми. Когда представляешь, что они родились в год смерти вождя Белого движения Антона Ивановича Деникина, далекая история словно приближается к нам. Перезахоронение праха Деникина — символ примирения непримиримых политических противников, объединенных любовью к России.

Генерал Деникин умер за границей после шестого инфаркта, перенеся на ногах все предшествующие. Антон Иванович хотел, чтобы его похоронили на родине, и осенью 2005 года его останки был перезахоронены в некрополе столичного Донского монастыря. Усилия государственника Деникина в полной мере оценили нынешние государственные мужи. Президент Владимир Путин, на личные средства которого в мае 2009 года на могиле Деникина было установлено мраморное надгробие, а прилегающая к памятнику территория благоустроена, открыто восхищается политиком, даже мысли не допускавшем о расчленении России.

Читайте также: Павел Нахимов, адмирал от Бога

Как на одном из вождей Белого движения, на мундире Деникина русская кровь, пролитая в Гражданскую войну. На протяжении всей своей жизни генерал оставался последовательным и непримиримым противником советской власти, но никогда не забывал своей родины и не становился на сторону ее врагов. В Вооруженный силах Юга России был, например, генерал-лейтенант Андрей Григорьевич Шкуро. Этот кубанский казак не погнушался стать генерал-лейтенантом вермахта, за что после войны был казнен. А сын бывшего крепостного крестьянина Саратовской губернии Антон Деникин не пошел на соглашение с нацистами, отказавшись переехать в Берлин.

Поведение граждан СССР, которые перешли на службу к гитлеровцам, Деникин объяснял нечеловеческими условиями в нацистских концлагерях и изуродованным большевистской идеологией национальным самосознанием советского человека. Но глупо, точнее сказать неправомерно, сравнивать Деникина и Власова, ставить их на одну доску. Если из-под ног Власова эту доску следовало (что и произошло в действительности) вышибить, то другой генерал заслужил быть перезахороненным в земле родной Отчизны. Их отношение к России определяет наше отношение к обоим генералам. Именно отношение к России сделало одного из них героем, а другого — предателем.

Прах генерала Деникина, скончавшегося 7 августа 1947 года в больнице Мичиганского университета в Энн-Арборе, тревожили не один раз. Как главнокомандующего союзной армией, американские власти похоронили Деникина с воинскими почестями на кладбище в Детройте. 15 декабря 1952 года, по решению белоказачьей общины США, состоялось перенесение останков генерала на православное казачье Свято-Владимирское кладбище в городок Кесвилл в местности Джексон (штат Нью-Джерси). И наконец, они обрели успокоение в Москве за оградой Донского монастыря.

В замечательной песне к советскому кинофильму "Щит и меч", который, кстати, вдохновлял молодого Володю Путина, поется о том, "с чего начинается Родина". Данный в строках этой песни ответ отчасти не совпадает с теми истоками, которые сделали патриота из Антона Деникина. Наверное, можно предположить, что, родись Антон Иванович несколькими десятилетиями позже, да еще и в стране, где восторгались подвигами "комиссаров в пыльных шлемах", идеологию которых подлинный Деникин никогда не разделял, он все равно любил бы свою Отчизну. Другими словами, очищенный от всяческой политики и идеологической шелухи Антон Деникин — прежде всего, русский патриот.

Если посмотреть не на гипотетического, а на всамделишного Антона Деникина, то станет ясно, — такой "путь русского офицера" был заложен в далеком детстве будущего командующего Добровольческой армией и борца за "Великую, Единую и Неделимую". Воспитанный "в русскости и православии", выросший глубоко верующим человеком, Антон мальчиком не только ходил с отцом в православный храм, но и с матерью-полькой посещал богослужения в католическом костеле. Уездный городок Влоцлавек Варшавской губернии, малая родина Деникина, был частью огромной Российской империи.

По иронии истории, что неоднократно замечалось исследователями, Антон Иванович был более "пролетарского происхождения", чем его последующие политические противники — Ленин, Троцкий, да и многие другие. "Даже в высшем эшелоне белой Добровольческой армии всего 15 процентов командиров были из дворянства, — отмечал историк В. Шамбаров. — Около 90 процентов не имели недвижимой собственности, ни родовой, ни купленной (в том числе Корнилов, Деникин, Алексеев)".

В отличие от профессиональных революционеров или "бесов" по терминологии Достоевского, Деникин проливал свою кровь на полях сражений Первой мировой войны, в то время как кабинетные деятели, наплевав на Россию, стремились превратить "войну мировую в войну гражданскую". Когда мы говорим, что на совести Деникина есть русская кровь, то не его вина, что для его врагов не существовало таких понятий, как "брат на брата" и "Россия".

Читайте также: Война с Турцией: удача Шипки и тяготы Плевны

Чудом избежав самосуда от распоясавшейся солдатни в период революции, Деникин всегда был уверен, что "Россию развалили другие, а большевики — лишь поганые черви, которые завелись в гнойниках ее организма". Бежать из-под стражи победившего гегемона было противу офицерской чести. И лишь после освобождения оказался Антон Деникин на Дону. Атаман еще пользовался старинным казачьим законом: "С Дона выдачи нет!". Словно некогда беглого холопа, боевого генерала едва не сдали на расправу.

И потом, когда дело всей жизни обернулось крахом, генерал не сдавался. Вместо шашки Деникин взялся за перо. И оставил после себе не только глыбу в виде "Истории русской смуты", но и многочисленные очерки о старой русской армии и русском офицерстве.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"