Соловецкой школе юнг уже семьдесят

В эти дни на улицах Архангельска можно встретить немолодых людей в морской форме с "иконостасами" орденов и медалей на груди. В столице Поморья проходят торжества, посвященные 70-летию Соловецкой школы юнг Северного флота. Вклад этой школы в историю страны бесценен: здесь во время Великой Отечественной из мальчишек готовили кадры для флота.

Приказ о создании школы юнг был подписан в мае 1942 года главкомом ВМФ СССР Николаем Кузненцовым, а 5 августа считается днем ее официального открытия. Как раз 5 и 6 августа и проходят на Соловецких островах и в Архангельске встречи ее выпускников. Увы, каждый год, по понятным причинам, их участников становится все меньше…

Просуществовала школа юнг Северного флота до 1945 года. Через нее прошли 4111 человек, практически все воспитанники приняли участие в Великой Отечественной войне, почти тысяча из них погибла. 15 человек стали потом адмиралами, пятерым было присвоено звание героя Советского Союза. По официальным правилам принимались в школу подростки 14-15 лет, но удавалось попасть туда даже 12-летним мальчишкам, "добавивших" себе несколько лет. В школе готовились по ускоренному курсу обучения боцманы, рулевые, радисты, электрики и мотористы. Много известных людей страны прошли эту школу. Например, писатель Валентин Пикуль.

Читайте также: Подводный "Бегемот" протрубил Апокалипсис

Места тут исторические. До середины XVIII столетия Савватиева пустынь на Соловецких островах имела мемориальное значение — именно здесь впервые высадился на остров святой Савватий. Лишь изредка наведывались сюда монахи-отшельники. Затем пришли перемены: монахи устроили новые кельи "с сенями и полатями", построили пристани, конюшню и вычистили дорогу, связавшую пустынь со старой Исаковской дорогой на монастырь.

На впадающем в озеро канале возвели монументальную валунную баню (она цела и сейчас — по преданию, в ней парился Петр I в одно из посещений Соловков). В конце XIX столетия на территории пустыни были построены еще два жилых братских корпуса. Знала бы братия, для чего она все это возводила…

В конце 20-х годах прошлого века тут базировался печально известный СЛОН — Соловецкий лагерь особого назначения. Историки до сих пор спорят о точном количестве заключенных, погибших в этом страшном месте и похороненных на Соловках. Так или иначе, к открытию на Соловках школы юнг заключенных там уже не было…

После обучения, которое длилось около года, мальчишки отправлялись на флот. Соловецкие юнги воевали на кораблях Северного, Балтийского, Черноморского, Тихоокеанского флотов, а также в Амурской, Беломорской, Волжской, Дунайской, Днепровской, Каспийской и Онежской флотилиях.

Автор этих строк когда-то несколько лет проработал корреспондентом в газете "Северный рабочий" в Северодвинске. К 55-летию Соловецкой школы юнг мне довелось готовить материал, посвященный этому событию. И тогда же произошла встреча, которая на всю жизнь запомнилась: мне довелось довольно плотно пообщаться с участником самого первого набора соловецких юнг, капитаном второго ранга в отставке Николаем Семеновичем Дроботом. Увы, он уже ушел из жизни…

Он окончил школу юнг в 1943 году, попал на торпедный катер Северного флота, участвовал в знаменитой боевой Петсамо-Киркенесской операции. После войны он окончил военно-морское училище, служил на Тихоокеанском флоте, потом преподавал технические дисциплины в различных институтах. Накануне я нашел в своих архивах кассету с записью наших бесед. Вот несколько ее фрагментов. Николай Семенович рассказывает о том, как начинала работать школа юнг Северного флота:

- Как гласят исторические первоисточники, слово "юнга" пришло из голландского языка во времена Петра I. Основав в 1703 году на острове Котлин, стерегущем морские подходы к Санкт-Петербургу, крепость Кронштадт, царь учредил в ней училище морских юнг. Юнги существовали затем на кораблях русского флота вплоть до начала ХХ века.

Возрождение института юнг во время Великой Отечественной глубоко символично. Вспомните — тогда же с подачи советского "вождя народов" стали активно упоминаться имена российских полководцев и флотоводцев, зазвучали имена Александра Невского, Федора Ушакова, Михаила Кутузова, армию и флот одели в погоны, началось сотрудничество властей с православной церковью.

Шло активное возрождение исторического патриотизма! И что бы там ни говорили про Сталина, это возрождение было успешным. Это, несомненно, сыграло важную роль в достижении Великой Победы. У меня такое впечатление, что и появление школы юнг можно отнести и к масштабным мероприятиям по подъему боевого духа в стране.

В середине 1942 года около тысячи (точное число я не помню) подростков привезли на Соловецкие острова. Набирали нас по-всякому, однако скажу сразу: никакой, так сказать, рекламы набора не было. В военкоматах набор подростков в школу юнг не то, чтобы быль засекречен, а просто о нем не принято было говорить вслух.

Попадали в школу юнг разными путями, порою самыми диковинными, да и у меня этот путь был не самым обычным. У меня в бомбежке погибла мать. Мой отец, фронтовик, командир Красной Армии, написал с фронта прямо самому Сталину письмо с просьбой направить меня на фронт "сыном полка". Но направили меня как раз на Соловки, за что я и благодарен судьбе.

Помнится, наша группа прибыла на Соловки на небольшом транспорте из Архангельска ночью в страшный шторм. Каким-то загадочным образом капитану удалось успешно причалить в почти полной темноте. Так было безопасней: немецкие подводные лодки дежурили в Белом море. Это была моя самая первая встреча с морем — до сих пор я его только на картинке видел…

Пятнадцать верст топали пешком до места, отведенного под школу. На привалах мы, бывало, падали в траву и пытались найти ягоды — очень есть хотелось… Начали строить землянки, разные административные сооружения. Умывальника и туалета в землянках не было: умывались на озере, а в туалет бегали на сопку. Воду ходили набирать за 150 метров из озера, зимой пробивали прорубь. Было трудно, но я что-то не припомню, чтобы кто-то из нас хныкал!

Особо запомнилось, как мы ходили в караул, ожидая немецкого десанта. От фронта до нас — минут 15 лета на самолете. Да и перископы фашистских подлодок мы видели не раз. Понятно, что никакой стратегической ценности архипелаг не представлял, но все-таки… Если бы фашисты высадились тут крупными силами и закрепились, советским войскам трудно было бы их вышибить обратно.

Так вот: в караул, в противодиверсионные патрули мы поначалу ходили с "дырявыми" учебными винтовками! То есть стволы их были просверлены и стрелять из них было невозможно. "Вдохновлял" штык — и с ним мы готовы были атаковать фашистов, если бы те сунулись всерьез. Потом, правда, привезли нормальное вооружение, научили стрелять.

Читайте также: Российский флот наращивает мускулы

Было очень трудно — и учиться, и караульную службу нести, и о собственном пропитании порою заботиться — но как-то мы все-таки выстояли и ушли воевать на разные флота. В общем, время, проведенное в школе юнг — пожалуй, самое яркое впечатление всей моей жизнь….

И напоследок такая история. Диковинным образом переплетается история школы юнг и современность. Ирина Лячина, вдова командира погибшей в 2000 году атомной подводной лодки "Курск" Героя России Геннадия Лячина, родом из потомственной морской семьи.

Ее отец в Великую Отечественную начинал службу как раз юнгой на Соловецких островах. Будущие жена и муж Ирина и Геннадий дружили еще со школьных лет. И их знакомые говорят: то, что Ирина была дочерью морского офицера, бывшего героического соловецкого юнги, и сыграло решающую роль в создании их дружной семьи…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"