Планы строительства почти двух десятков новейших атомных подводных лодок класса "Ясень" и "Борей" для российского ВМФ находятся под угрозой срыва. Такое заявление сделал во вторник член Военно-промышленной комиссии при правительстве Владимир Поспелов. По его словам, управление выполнением контрактов на постройку АПЛ правительство ведет "в ручном режиме", что категорически недопустимо!
"Эти контракты были заключены со сдвижкой около года, что уже на данном этапе запуска программы создало все предпосылки к срыву этих важнейших заданий", — приводят слова Владимира Поспелова многочисленные информагентства. Будьте уверены, он знает, о чем говорит! Бывший северодвинец, Генеральный директор производственного объединения "Арктика", он много лет занимался совершенно конкретной не бумажной и не кабинетной работой — строил корабли. И производственный цикл строительства атомных кораблей знает не понаслышке.
В принципе, между строк заявления Поспелова читается: слишком поздно был заключен контракт на строительство подлодок, слишком неравномерно поступают средства. А ведь именно регулярность финансирования является главным условием успешного строительства флота! Корабль строится несколько лет, и нельзя в один год выдать "двойную норму", а на следующий год вообще лишить строительство финансирования. В судостроении так не получается, это очень своеобразная отрасль.
А пока получается именно так — заказчик, то есть, по сути, Минобороны, до последнего не согласовывает цены с исполнителем, то есть с Объединенной судостроительной корпорацией. Идут споры, летают громы и молнии, летят чиновные головы, грозно смотрят на спорящих высшие лица государства… Наконец, контракт на год подписан, и корабелам очень даже легко верится, что и в следующем году за контракты придется "повоевать" с военными…
Накануне добровольно оставил свой пост глава Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко. Причину ухода Троценко в тайне не держит. "Причина моего ухода очевидна — это продолжающийся полтора года конфликт с министром обороны Сердюковым", — приводят слова бывшего главного корабела многие информагентства.
Читайте также: Индийский авианосец чинят незаконно?
По мнению Троценко, результатом работы Сердюкова стало то, что большие государственные средства, выделяющиеся на программу перевооружения, расходуются нецелесообразно, неразумным образом. Троценко раскритиковал подход Минобороны к планированию работ, финансированию и ценообразованию в оборонно-промышленном комплексе.
По мнению многих экспертов в отрасли военного кораблестроения, по субъективному мнению всего лишь одного человека, то бишь министра обороны, прекращается строительство серии кораблей, закрываются опытно-конструкторские работы, меняются подходы к финансированию и ценообразованию.
Сейчас работа военных верфей, ориентированных в первую очередь на гособоронзаказ, представляет из себя чередование простоев и авралов, и как результат всего этого — большие государственные средства, выделяющиеся на программу перевооружения, расходуются нецелесообразно, неразумным образом. Вот так-то… Пока Анатолий Сердюков никак не отреагировал на обидные слова Романа Троценко. Во всяком случае, в прессе. Ну что ж, подождем, как будет развиваться ситуация.
Ну, а пока стоит вспомнить, что постройка АПЛ проектов "Борей" и "Ясень" является одной из главных составляющих программы перевооружения российских армии и флота, инициированной в 2011 году Дмитрием Медведевым. Согласно этой программе, до 2020 года ВМФ России должны получить как минимум шесть многоцелевых АПЛ "Ясень" и восемь подводных стратегических ракетоносцев "Борей". Правда, наблюдая, какие противоречия существуют между заказчиком и исполнителем, то есть между военными и корабелами, начинаешь уже сомневаться, что эта программа будет исполнена в срок….
Так или иначе, контракты на постройку "Ясеней" были заключены в присутствии Владимира Путина в ноябре прошлого года. Один корабль этого проекта, К-329 "Северодвинск", уже построен и сейчас проходит испытания, его включение в состав флота, как ожидается, состоится до конца этого года. Закладка второй лодки, "Казань", строящейся по модифицированному проекту 885 М, состоялась в 2009 году, в состав ВМФ России она должна вступить до начала 2015 года.
Читайте также: "Калугу" выпустили на волю в Северодвинске
Заключению контрактов как раз-таки и предшествовал длительный процесс согласования стоимости лодок. Осенью прошлого года Минобороны добивалось снижения цен на "Бореи" и "Ясени" примерно на треть, а глава Объединенной судостроительной корпорации Роман Троценко в ответ на это заявил, что в таком случае ОСК будет строить корабли фактически себе в убыток.
В октябре прошлого года стоимость "Северодвинска", головной лодки проекта, по данным открытой печати, была оценена в без малого 50 миллиардов рублей, постройка остальных "Ясеней" обойдется несколько дешевле — в 32 миллиарда за штуку. Что касается "Бореев", то ОСК рассчитывала получить за серию из пяти кораблей минимум 130 миллиардов рублей. Точная цена одной лодки не известна. Остается только надеяться, что хотя бы эти суммы дойдут до корабелов.
Первый корабль проекта "Борей" — "Юрий Долгорукий" — был спущен на воду еще в 2008 году. В октябре 2011 года компанию ему составил второй ракетоносец — "Александр Невский". Ввод в строй "Бореев" затруднили сложности в разработке основного вооружения — баллистических ракет "Булава".
Удачными были признаны только десять из 18 пусков ракет, что заставило ряд экспертов усомниться в будущем как "Булавы", так и "Борея". Впрочем, технические сложности с ракетой в конце концов пока все же удалось устранить. Подчеркну — пока. В общем, думается, что таких заявлений, какое сделал накануне член Военно-промышленной комиссии при правительстве Владимир Поспелов, будет еще немало…
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"