На что только не способны люди, лишь бы заработать или привлечь к себе внимание! Двое американцев придумали, как убить одним махом двух зайцев, и отправились через Атлантику на веслах. Вот только судьба не всегда подыгрывает амбициозным личностям и порой жестоко их наказывает. Самуэльсон и Харбо не стали исключением: их подвиг просто не заметили.
116 лет назад два американца норвежского происхождения Фрэнки Самуэльсен (Franky Samuelsen, 1870-1946) и Джордж Харбо (George Harbo, 1864-1909) отплыли из Нью-Йорка в Европу на лодке, чтобы стать первыми, кто пересечет Атлантический океан, пользуясь исключительно своей мускульной силой. Установленный ими рекорд времени по пересечению Атлантики на одних веслах был побит только два года назад, да и то он принадлежит четырем гребцам, а не двум.
Свой подвиг американцы совершили с намерением сколотить состояние и не скрывали этого: "Наше плавание произведет сенсацию. Мы будем выставлять нашу лодку The Fox по европейским городам и брать с посетителей плату".
Читайте также: История курения: запах джентльмена или болезнь
Лодка получила свое имя не в честь лисицы. Финансировал мероприятие Ричард Кайл Фокс (Richard Kyle Fox, 1846-1922), владелец издания National Police Gazette. С 1877 года и до самой своей смерти Р. К. Фокс редактировал и издавал Police Gazette и одновременно принимал участие во всех акциях, которые сегодня могли бы оказаться на страницах Книги рекордов Гиннеса. Вот и на этот раз Фокс предложил 10 тысяч долларов тому смельчаку, кто первым пересечет Атлантический океан на одних веслах.
Шестого июня 1896 года в 17 часов по местному времени Самуэльсон и Харбо отплыли из нью-йоркской гавани, после того как было проверено, что они не везут с собой паруса. Однако на лодке находились рельсы на случай, если она опрокинется, что впоследствии спасло им жизнь.
"Распределение рабочего времени на лодке показывает, что организованность двух гребцов превосходила даже их силу воли: с 8 часов до 20 часов они гребли вместе с часовым перерывом на завтрак и еще одним перерывом на обед. С 20 до 23 часов Харбо спал, Самуэльсон греб один, с 23 до 2 часов спал Самуэльсон, а на весла садился Харбо, и так до 8 часов утра", — свидетельствовал писатель-маринист Жорж Блон.
И далее: "Передышки были слишком коротки, и кожа с ладоней гребцов сходила клочьями, припасенные мази не помогали. Приходилось грести стертыми в кровь руками. Но эти двое все же выиграли пари. Ели они все время сырую холодную пищу, несколько раз отбивались от акул и китов (китам хотелось с ними поиграть!), без конца вычерпывали воду, которая почти всегда попадала в их перегруженную лодку. Однажды опрокинулись, потеряв часть своих вещей. Но все это было неважно, цели они достигли и считали, что богатство почти у них в руках".
Первого августа путешественники причалили к небольшому британскому архипелагу Силли (Scilly), а 7 августа высадились в Гавре. На путешествие через Атлантику им потребовалось 55 дней. Шли они только на веслах, следуя курсом рейсовых кораблей, так что в свидетелях у них недостатка не было.
Интереса жителей Гавра к лодке The Fox хватило всего на четыре дня, потом посетители исчезли. Добравшись по Сене до Парижа, тоже на веслах, отважные путешественники были приглашены на обед по случаю их подвига. На торжестве чествования героев перехода через Атлантику присутствовал и мистер Фокс. В Париже тандем получил ровно столько денег, чтобы оплатить свое пребывание. И в придачу две золотые медали "на брата" от спонсора Фокса.
Единственная награда, которую получили пионеры экстремального вида спорта в дополнение к золотым медалям, были 10 шведских крон, врученных им от имени короля Швеции Оскара II. Никакого денежного приза от Фокса так и не последовало, хотя тот и сфотографировался с героями, когда вручал Самуэльсону и Харбо золотые медали.
Приятели загрузили свою лодку на пароход для обратного пути. Недалеко от "Мыса трески" (Cape Cod) примерно в 120 км от Бостона неожиданно закончился уголь, и капитан приказал разбить все деревянные объекты на борту судна, чтобы топить ими прожорливые котлы. Самуэлсен и Харбо снова погрузились в свою лодчонку и начали грести в Нью-Йорк, куда благополучно и прибыли.
Европейские газеты как-то странно промолчали о грандиозном успехе двух норвежцев из Штатов. Однако самое удивительное, что и американские газеты, включая Police Gazette самого Фокса, принялись дружно публиковать репортажи о мафии, вовсе не уделив внимание их рекорду. Непризнанные герои без гроша в кармане подались в родную Норвегию, но и там удача не улыбнулась смелым парням. Этим двоим покорилась стихия и гигантское расстояние, они сумели выжить в тяжелейших условиях, но славы и, главное, денег — так и не смогли заполучить.
Может быть, эта дата — 6 июня — оказывается неудачной для любого начинания? Что-то непохоже. Взять хотя бы 29-летнего француза Алена Жербо (Alain Gerbault, 1893-1941), который в этот же день, только в 1923 году, отплыл на небольшом тендере Firecrest из Гибралтара, намереваясь в одиночку пересечь Атлантику.
Опытный авиатор, чемпион по теннису и классный игрок в бридж избрал для своего морского путешествия парусник 10,9 метра в длину при ширине 2,6 метра и с осадкой 1,8 метра. Внушительный балласт — 3 тонны свинца в фальшкиле и 3 тонны внутреннего балласта — обеспечивал хорошую остойчивость судна названного по-птичьи "Красный королек".
То, что выбор пал на "Файеркрест", можно счесть удачей — ведь Жербо при всех своих многочисленных талантах не был профессиональным моряком, какими были Самуэльсен и Харбо. Судно было заложено в 1892 году на верфях Харриса (P. T. Harris) в графстве Эссекс (Rowhedge, Essex). И было почти на год старше Жербо, но находилось в прекрасном состоянии.
В сутки тендер проходил от 50 до 90 миль. Некоторое разнообразие в монотонность одиночного плавания внесла встреча с пароходом. 17 июня парусник прошел в 50 милях от острова Мадейра. А через 101 день, завершив первый этап своего кругосветного путешествия, Жербо прибыл в Нью-Йорк.
Читайте также: Дмитрий Шпаро, научивший любить Арктику
Одним из первых он удостоился высшей награды американского морского клуба Cruising Club of America медали Blue Water. По возвращении на родину Ален Жербо получил орден Почетного легиона — Légion d'honneur, а изданная через два года его книга "Один через Атлантику" (Seul à travers l'Atlantique) стала бестселлером, а он к тому времени снова ушел в плавание, чтобы закончить кругосветное путешествие.
О таких людях пел Высоцкий: "Меня ведь не рубли на гонку привели". Замените их хоть на доллары или тугрики, от этого ничего не изменится. Всегда будут те, кто "едет за туманом и за запахом тайги" и те, кто считает, что надо ехать "за деньгами, а за туманом, едут только дураки". Уважение и людей, и самой жизни вызывают только первые.
Читайте самое интересное в рубрике "Общество"