Зоя Воскресенская - с пером и шпагой

Пожалуй, нет более проникновенной книги о Владимире Ленине и его семье, чем "Сердце матери" Зои Воскресенской. Без излишних идеологических перегибов, без надрыва автор рассказывает о матери будущего пролетарского вождя. Но между прочим, Зоя Воскресенская не только писатель, но и знаменитая разведчица! Правда, об этом стало известно сильно позже.

Когда Зоя Ивановна уже была смертельно больна, до нее дошло неожиданное известие, что она "рассекречена". И спешно, несмотря на тяжкий недуг, Воскресенская взялась за перо. "Теперь я могу сказать правду" — так называлось это уникальная книга. Увы, она увидела свет через несколько месяцев после кончины полковника госбезопасности в отставке Зои Воскресенской…

Читайте также: Умер Герой "Тегерана-43", рассекреченный в XXI веке

Трудно представить, как бы складывалось воспитание целого советского поколения без книг Зои Воскресенской "Сквозь ледяную мглу" (издана в 1962 году), "Встреча" (1963), "Сердце матери" (1963-65), "Девочка в бурном море" (1965-69), "Дорогое имя" (1970) и других.

Книга "Сердце матери" трогательно рассказывает о семье Ульяновых, о жизни матери Владимира Ильича Ленина Марии Александровны Ульяновой. Книга легла в основу кинофильмов "Сердце матери" и "Верность матери", получивших широкое признание у нас и за рубежом. Эта книга-маяк выводила жизнь целого поколения советских людей на правильный (по тогдашним понятиям) курс. Но маяком можно считать и саму жизнь Зои Ивановны Вознесенской.

Практически до последних дней жизни Зою Воскресенскую знали как автора книг для детей и юношества, переведенных на многие языки мира и изданных тиражом в десятки миллионов экземплярах. И лишь очень немногим было известно, что она 25 лет прослужила в советской внешней разведке. Более того — входила в ее элиту.

Родилась Зоя Воскресенская 28 апреля 1907 года на станции Узловая Бочаровского уезда Тульской губернии в семье железнодорожного служащего, помощника начальника станции. После смерти отца семья узнала, что такое настоящая нужда. Ей рано пришлось идти работать.

В 14 лет Зою назначают библиотекарем в 42-м батальоне войск ВЧК. Затем она служила в штабе частей особого назначения Смоленской губернии, была политруком-воспитателем в колонии для малолетних преступников в селе Старожище под Смоленском, трудилась на заводе имени М. И. Калинина в Смоленске, находилась на комсомольской работе. Уже в августе 1929-го она становится сотрудницей Иностранного отдела ОГПУ.

В начале 1930 года Зоя поехала в первую свою командировку в Маньчжурию — в Харбин. Там она в течение двух лет успешно выполняла ответственные задания Центра во время острейшей борьбы на Китайско-Восточной железной дороге.

Позже в облике знатной баронессы элегантная разведчица появлялась на улицах Риги, в городах и поместьях старой Латвии. Потом Зое довелось работать в Центральной Европе — в Германии и Австрии, и на севере континента — в Финляндии и Швеции.

В Финляндии она вышла замуж за своего резидента Бориса Аркадьевича Рыбкина. В Финляндии Ирина (таков тогда был оперативный псевдоним у Зои Вознесенской) осуществляла связь с нелегальными сотрудниками советской внешней разведки и с агентурой, собирала сведения, в том числе, о планах Германии в отношении Суоми.

Для решения разведывательных задач Воскресенская-Рыбкина неоднократно выезжала из Хельсинки в Стокгольм, а также в Норвегию, где координировала работу нелегальной разведывательной группы. "Зимняя война" с Финляндией (ноябрь 1939 — март 1940 года) вынудила супругов вернуться в СССР.

В Москве Зоя Воскресенская-Рыбкина занялась аналитикой и уже вскоре вполне заслуженно считалась одним из ведущих специалистов в этой сфере на Лубянке (специальное аналитическое подразделение в разведке было создано лишь в 1943 году).

Именно к Воскресенской-Рыбкиной стекались данные от знаменитой "Красной капеллы" — группы антифашистов, действовавшей в гитлеровской Германии. Именно Зоя Ивановна подготовила аналитическую записку для Сталина, в которой утверждалось, что нападения Гитлера на Советский Союз можно ожидать в любой момент.

С первых дней Великой Отечественной войны Воскресенская-Рыбкина входила в состав Особой группы, возглавляемой Павлом Судоплатовым и занимавшейся подбором, организацией, обучением и переброской в тыл врага разведчиков и диверсантов. Воскресенская-Рыбкина была также причастна к формированию и заброске в тыл противника одной из первых разведывательных групп.

Каждый из сотрудников Особой группы готовился к тому, чтобы в любой момент направиться за линию фронта. Не была исключением и Воскресенская-Рыбкина. Она разучивала роль сторожихи на переезде у маленькой железнодорожной станции в тылу у немцев. Однако судьба распорядилась по-другому. Зою вместе с мужем направили в Швецию.

Сбор разведывательной информации, активная вербовочная работа, поддержание контактов с участниками антифашистского сопротивления в ряде европейских стран — вот лишь неполный круг вопросов, которыми ей пришлось заниматься в Швеции. По мнению некоторых современников, во многом благодаря усилиям "супругов Ярцевых" (так называли Зою Воскресенскую и ее мужа) Швеция до конца войны осталась нейтральной, а Финляндия до срока вышла из гитлеровской коалиции.

В марте 1944 года они возвратились в Москву. Зоя Ивановна занималась аналитической работой, а после окончания войны стала заместителем, а затем и начальником немецкого отдела внешней разведки. 27 ноября 1947 года муж Зои Ивановны погиб…

Весной 1953 года умер Сталин. На Лубянке поспешно освобождались от старых кадров, увольняли, как это обычно у нас делалось, всех подряд. Под подозрение брали каждого. В конце августа 1953 года арестовали генерал-лейтенанта Судоплатова.

На отчетно-выборном партийном собрании, где полковника Воскресенскую-Рыбкину выдвигали в партком управления внешней разведки, Зоя Ивановна выступила в защиту своего товарища и сказала о нем добрые слова. На следующий день ей объявили, что она увольняется "по сокращению штатов". До пенсии Зое Ивановне оставалось проработать около года. Будучи волевым человеком, она стала ходить по инстанциям, добиваясь справедливого разрешения своего дела. Ее направили в распоряжение ГУЛАГа.

Читайте также: Рихард Зорге - патриот и плейбой

Полковнику Воскресенской-Рыбкиной предложили поехать в Воркутинский лагерь для особо опасных преступников на должность начальника спецотдела, которую занимал старший лейтенант, ожидавший замены. Она дала согласие, хотя выше майора по званию в Воркуте никого не было. Говорят, когда Зоя Ивановна приехала туда, все мужчины-офицеры оказались сраженными наповал. И в 48 лет Воскресенская-Рыбкина отличалась яркой красотой. В 1955 году Зоя Ивановна вышла в отставку и занялась литературной деятельностью. Скончалась эта замечательная женщина 8 января 1992 года…

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"