Мистики в реалиях: инок Авель, страх царей

Автор: Mihail Vasiliev, 2004

Русская сторона всегда была богата мистиками. Самыми известными считаются Григорий Распутин и монах-предсказатель Авель. Гибель царской династии первым предсказал инок Авель. Более того, он рассказал о кончине каждого из представителей рода Романовых. За правду его не раз сажали в каменный мешок, но снова выпускали, чтобы услышать пророчества.

Великие мистики всех народов — люди разных сословий. Более обеспеченные сознательно выбирали нищету или, вернее сказать, аскезу. Причем это касается представителей разных религий, пусть вас не смущает слово из христианского лексикона. Другие не были богатыми людьми, но стремились получить образование, на что требовались деньги. В любой век на это нужны средства, отнюдь не лишние в домашнем хозяйстве. Общим для мистиков всех народов и эпох является образование. Оно тоже было разным: от простейшего умения писать (бывало, что и неграмотно) до энциклопедических знаний.

Читайте также: Мистики: Взрастивший розу всех религий

Крестьянский сын Авель, в миру называвшийся Василием Васильевым, понятное дело, происходил не из обеспеченной семьи. Его отец, коновал, по словам самого Василия, человек "простой, без всякого научения и видом угрюмый", понятное дело, надеялся передать свое ремесло сыну. Однако мальчик был склонен к таинственным "мудрованиям", поскольку "больше у него было внимания о божестве и о божественной судьбе".

Крестьянский сын Василий родился в 1757 году в селе Акулово Тульской губернии и прожил 83 года, 21 из которых провел в тюрьмах. Поначалу Васильев не блистал выдающимися способностями, которые отличали бы его от сверстников. В 17 лет парня, как водится, без его согласия женили. Со своей благоверной будущий ясновидящий прижил троих сыновей. Удивительно мало для того времени — но не потому, что жену свою Василий не жаловал, а потому, что "в своем селении жил мало, а всегда шатался по разным городам".

Охота к перемене мест овладела 19-летним грамотным юношей, умевшим к тому же плотничать. За девять лет Васильев исходил чуть ли не всю Россию да еще побывал в "южныя и западныя, а потом в восточные страны". Однажды, находясь в Херсоне "при строении кораблей", Василий тяжело заболел и дал обет Богу: если исцелится, "то он пойдет вечно ему работать в преподобии и правде". Выздоровев, он еще год трудился на верфи.

Не получив родительского благословения на монашеский подвиг, Василий тайком покинул родные места, получил откупную у барина и осенью 1785 года объявился в Валаамском Спасо-Преображенском монастыре. Тамошний игумен Назарий тепло принял странника и выделил ему келью. Через год принявший постриг монах запросился в место уединенное, чтобы вести там отшельническую жизнь. Возможно, в этой обители или в пустыни Василий Васильев и был наречен Авелем.

В уединении Авель пережил видения или измененные состояния сознания, после чего у него проявился пророческий дар. В тексте "Жития" отца и монаха Авеля, опубликованного в 1875 году, рассказывается, как два светлых духа взяли его, сказав: "Буди ты новый Адам и древний отец и напиши яже видел еси. Но не всем скажи и не всем напиши, а только избранным моим и только святым моим". Под избранными подразумевались "северная царица Екатерина Алексеевна и ее сын Павел Петрович".

Читайте также: Екатерина II — православная императрица

После странствий по городам и весям Авель прибыл с проповедью Слова Божия на Волгу, в Николо-Бабаевский монастырь. В стенах этой обители монах-прорицатель написал первую из трех своих "зело престрашных" пророческих книг. До наших дней не дошла ни одна из них. Они словно бы растворились в 19-м столетии.

Зимой 1796 года монах Аркадий, которому Авель неосторожно показал свой труд, донес на мистика настоятелю. Чернеца под конвоем отправили сначала в Кострому в духовную консисторию, а оттуда уже отослали к правящему епархиальному архиерею Павлу. Некоторые источники сообщают, что архиерей расстриг крамольника и в свою очередь передал книгу и ее автора в губернское правление.

Будущий герой Отечественной войны 1812 года генерал Алексей Ермолов в то время находился в Костроме и позднее вспоминал: "Находясь однажды за столом губернатора Думпа, Авель предсказал день и час кончины императрицы Екатерины с необычайной верностью".МытарстваАвелятольконачинались. По губернаторскому приказу монаха (или уже расстригу) отправили в Петербург.

В столице Авеля допрашивали обер-прокурор Правительствующего Сената генерал Александр Самойлов и шеф Тайной экспедиции Александр Макаров. По поводу встречи Авеля императрицей Екатериной сохранились противоречивые сведения. По одной из версий, узнав дату своей кончины, Семирамида Севера впала в бабью тоску. Другие источники утверждают, что просвещенная императрица отказалась от встречи с новоявленным пророком.

9 марта 1796 года в секретной камере под номером 22 Шлиссельбургской крепости объявился пожизненный арестант. Через десять месяцев и десять дней, в соответствии с предсказанием Авеля, как утверждают историки, Екатерина Великая почила в бозе. Павел Первый был обескуражен точностью предречения дня и часа смерти своей матери и повелел отыскать "столь зрячего провидца". После императорской аудиенции Авеля, в соответствии с монаршей волей, поселили в келье Александро-Невской лавры. Здесь он снова принял (возможно, вторично) постриг.

Неугомонный дух толкал Авеля на новые странствия, и он отправился в Москву, где общался с известными в то время грамотеями Матвеем Мудровым и Петром Страховым. Оттуда монах собирался в новые странствия, но отчего-то передумал и вернулся в полюбившийся ему Валаамский монастырь, чтобы засесть за написание еще одной пророческой книги. Ситуация екатерининских времен повторилась в царствование Павла: арест, конвой, высылка в столицу Российской империи, допросы. Мистические бредни полоумного монаха не интересуют следователей, если бы не предсказание смерти Павла I.

Другие тюремщики и другое узилище. 26 мая 1800 года застенки Петропавловской крепости любезно приняли арестанта. До ночи 12 марта 1801 года оставалось не так уж много времени. Александр Первый, в отличие от отца, сослал опасного предсказателя подальше от столицы — в Соловецкий монастырь. Интересно, переживет ли молодого императора, который на 20 лет моложе предсказателя, монах Авель?

Читайте также: Старец Федор Томский — русский император Александр I?

На этот раз Авель не стал повторяться, оглашая российским самодержцам день и час их смерти. Люди взрослые, должны сами понимать, что хоть они божьи помазанники, но, как и все, не вечные. Царь Александр молод и здоров — чего ему пужаться? На рубеже 1803 года в своей третьей книге Авель предрекает пожар Москвы. Когда "гроза 12 года" миновала, Александр I понял, что миф о Кассандре касался не только древних греков, но и некоторых его подданных греческого вероисповедания.

"Ежели он жив и здоров, то ехал бы к нам в Петербург, — приказывает государь обер-прокурору Святейшего Синода князю Голицыну доставить пред его очи монаха Авеля. — Мы желаем его видеть и с ним нечто поговорить".

Настоятель, который морил Авеля голодом и всячески издевался над колодником, испугался и попытался не выпустить прорицателя из монастыря. Но сверху последовал величайший окрик, и 1 июля 1813 года Авель был отпущен на все четыре стороны, снабженный паспортом, деньгами и одеждой. Под свое покровительство Авеля взяла графиня Прасковья Андреевна Потемкина, жена внучатого брата светлейшего Павла Сергеевича Потемкина, урожденная Закревская. Она советовалась с Авелем о хозяйственных и семейных делах, ссужала его деньгами, но предсказывать ей что-либо монах отказывался наотрез. Книги он писать не бросил, но теперь тщательно зашифровывал написанное.

Александра Благословенного монах Авель все же пережил. 27 августа 1826 года, по высочайшему повелению Николая I, скрывшегося из Высотского монастыря под Серпуховым чернеца приказано было изловить и заточить для смирения в суздальский Спасо-Ефимьевский монастырь. В этом мужском монастыре находилась тюрьма для лиц духовного звания. Оставшиеся 15 лет своей жизни монах-предсказатель проведет в стенах этого узилища. В этом монастыре-музее посетители могут лицезреть стенд, посвященный знаменитому сидельцу, и место, где он окончил свои скорбные дни. Николая Павловича старик Авель уже не переживет и мирно отойдет к праотцам 29 ноября 1841 года.

Читайте все статьи из серии "Великие мистики в реалиях"

Читайте все интересное в рубрике "Общество"