Киркорову нанесли удар из-за бугра

С Филиппом Киркоровым не все понятно. В отличие от других знаменитостей российской эстрады у Филиппа Бедросовича часто возникают проблемы с законом. С одной стороны, чувствуется, что на его звездном имени хотят заработать, но с другой, у певца как-то поразительно легко получается попадать из одной некрасивой истории в другую. При этом они как-то однообразны. Но вот случился абсолютно новый скандал.

В конце 2010 года Филипп Киркоров едва не стал фигурантом уголовного дела. На репетиции церемонии "Золотой граммофон" певец, возмущенный ярким светом прожектора, набросился на звукорежиссера Марину Яблокову и избил ее. В отношении артиста завели уголовное дело по статьям "Умышленное причинение легкого вреда здоровью" и "Оскорбление". Киркоров же заявил, что страдает от приступов агрессии, уехал на обследование в израильскую клинику, а к моменту его возвращения адвокаты сторон заключили мировое соглашение. Сумма сделки — коммерческая тайна.

Резонансный скандал случился 20 мая 2004 года в Ростове-на-Дону. Во время пресс-конференции Киркоров оскорбил корреспондентку "Газеты Дона" Ирину Михайловну Ароян, бросив в адрес журналистки фразу: "Меня раздражают ваша розовая кофточка, ваши сиськи и ваш микрофон" и далее перешел на нецензурную брань. Да, певец выглядел уставшим и сорвался, да, его раздражают женские прелести, но, но и но… Вывело из себя Киркорова совсем не это, точнее, не только это. Это был лишь повод, а причина в вопросе, который был задан певцу: "Чем обусловлено столь большое количество ремейков в Вашем репертуаре? Это нехватка новых мелодий, новых авторов…?"

Читайте также: Бил ли Валерий Меладзе журналистку КП?

Вот, где собака порылась! До поры до времени все шло тихо. Трудно было предположить, что переводя с темы ремейков, Киркоров хочет уйти подальше от взрывоопасных вопросов о копирайте. Таких вопросов не последует от "своих" столичных журналистов, но всего можно ожидать от еще "голодных" провинциалов. Внутренний голос подсказывал певцу уйти подальше от скользкой темы. Филиппа Киркорова ударили из-за бугра. Более того, с исторической родины.

На днях четверо болгарских композиторов подали иск в Софийскую прокуратуру, обвиняя российского певца Филиппа Киркорова в плагиате. Законодательство Болгарии предусматривает по этой статье от трех до восьми лет тюремного заключения.

На той злополучной для репутации Киркорова пресс-конференции, он ерничал, когда кричал в зал: "Я вам назову два ремейка в своем репертуаре: "Мама, шика дам" и "Вива ла дива". Ну, вам начать список или вам сначала количество ремейков? "Атлантида" — собственная песня? Дальше, "Ты, ты, ты" — чья песня, кто исполнял? "Небо и земля" кто исполнял? Дана Интернешнл? Таркан и Рикки Мартин, а? Дальше, "Зайка моя" — кто? "Марина", "Я поднимаю свой бокал". "Я не Рафаэль". Это кто пел все — Софи Лорен, Тина Тернер, Элтон Джон, а?"

Вполне возможно, что в репертуаре певца уже тогда были еще четыре песни: "Плюс и минус", "Детское воспоминание", "Исповедь" и "Звездная фантазия". По мнению композиторов Александра Савельева, Димитара Пенева, Ивана Пеева и Найдена Андреева, подавших на Киркорова в суд, он нарушил их авторские права, не согласовав использование их произведений и не выплатив гонорара.Напротяжениимногихлетупомянутые композиции исполнялись Киркоровым на концертах и записывались на его дисках на русском языке

Как пишет "Московский комсомолец", "представитель организации "Европейское общество защиты прав человека" Чавдар Гагов заявил, что эти песни уже много лет используются певцом без разрешения их авторов, как на своих концертах, так и записывает их на свои диски. Композиторы неоднократно пытались договориться с Киркоровым полюбовно, но тот наотрез отказывался переводить им авторские отчисления. В последний раз этот вопрос поднимался летом 2010 году во время концерта Киркорова в Софии".

Впереди еще будут разбирательства, и мы пока не вправе выносить свой вердикт в этом непростом вопросе. Может, и действительно, то была популяризация болгарской музыки, как об этом говорит сам исполнитель. Когда случается, что между музыкантами начинаются споры о том, кто и что у кого "позаимствовал", вспоминается крылатая фраза экс-битла Пола Маккартни. В ту пору, когда Пол работал с Wings, его обвинили в краже какой-то композиции, он ответил: "В английском языке 26 букв, и они иногда попадаются у других авторов, а музыкальных нот — всего семь".

Читайте также: Шоу-бизнес достал черный нал

Кстати, претензии по части нарушения копирайта, как правило, предъявляются к успешным исполнителям. С тех, кто гол как сокол, глупо, чего-либо требовать. Это подтверждается мировой практикой. Вспомните, как судились с американцем Дэном Брауном авторы бестселлера "Святая кровь и Святой Грааль" британцы Майкл Бейджент и Ричард Лей. Они еще в 1980-е годы издали свою нашумевшую книгу, но лавры молодого последователя растревожили их амбиции. Учитывая, что успех "Кода да Винчи" во всем мире оказался намного выше, нежели популярность английского бестселлера. Он был куда более научен, и ушлый Браун, как о том засвидетельствовал суд, позаимствовал некоторые идеи британских исследователей, но при этом пошел своим путем.

Жаль, что революция пожирает своих детей, а то наследники российских революционеров образца 1917 года могли бы потребовать гонорары за повторение успешных революций в других странах! Итальянский журналист Курцио Малапарте еще в 1930-е годы в своей книге обобщил опыт Ленина и Троцкого. Нет, плату за плагиат требуют только деятели культуры, ведь нельзя нарушить авторские права на спортивный рекорд или за использование методики при проведении медицинской операции.

Читайте также: Обворованные звезды в России и за рубежом

Художественное творчество очень трудно бывает разделить на собственно "свое" и заимствованное "чужое", которое, претерпев определенный процесс, также превращается в свое. У любого гения всегда найдется дюжина предшественников и генераторов идей. Некоторые имена он и сам не в состоянии назвать, настолько он сроднился с ними. Но это только в том случае, если идет именно творческое заимствование. Классический пример: у Шекспира нет ни одного оригинального сюжета, но переработка всегда самобытная. В случае, когда один беззастенчиво крадет у творца, палец о палец не ударив, чтобы творчески переработать — тогда в дело должен вступать принцип "делиться надо" или, на худой конец, статьи Уголовного кодекса.

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"