Слово в защиту защитников

Мы знаем так много историй о том, какие правонарушения совершили сотрудники органов внутренних дел и как проштрафившихся милиционеров тут же уволили. И совсем мало о тех полезных и важных делах, которыми занимается абсолютное большинство наших стражей порядка. Эти люди рискуют своей жизнью каждый день, чтобы мы чувствовали себя в безопасности…

Поссорился в канун Нового года со старым товарищем, тоже журналистом. "Правда.Ру" тогда дала в одном из материалов из цикла "Криминальное обозрение" заметку о новогодних подарках милиционеров детям-детдомовцам в регионах. Товарищ тогда, что называется, "наехал": мол, ну как можно ментов хвалить? Пару дней назад он пришел извиняться: погорячился… Пока каждого из нас в отдельности конкретно не коснется какая-нибудь беда, о милиции ничего хорошего почти и не вспоминаем. Укоризненно морщимся, когда читаем в прессе об "оборотнях в погонах". Чуть не плюемся в телеэкран, когда в бессчетных сериалах на всех каналах фигурирует явно вымышленный (!) негодяй-милиционер.

Собственно, мой "антиментовски" настроенный товарищ и судил всю жизнь о милиции по "жареным" публикациям и передачам. Пока не застрял ночью под нынешний Старый Новый год на трассе Архангельск — Северодвинск в 24-градусный мороз. Его "Мазда" не подавала признаков жизни. Редкие ночные машины проносились мимо, не реагируя на машущего руками бедолагу. Тот, уже задубевший от мороза, на полном серьезе начал думать о смерти. Остановилась лишь "десятка" ДПС.

Два молодых парня в погонах и светоотражающих жилетках, для начала проверив водительские документы, добрых полтора часа на морозе помогали заиндевевшему страдальцу "раскочегаривать" иномарку. Несколько километров тащили машину на тросе, пытаясь завести с ходу. Завели, пожелали легкой дороги и уехали. Товарищ мой даже не сообразил сказать "спасибо" спасителям. За тем и пришел ко мне мириться — мол, через прессу им благодарность передай. Ну что ж, передаю. Сколько таких благодарностей можно было бы передать от простых людей простым стражам порядка? Думаю, миллионы…

Фото: AP

Увы, как-то нечасто появляются в прессе сообщения о чем-то хорошем в милиции. Но ведь на самом деле таких событий множество. Раскрытия тяжких преступлений, задержание опасных бандитов, просто помощь людям, попавшим в беду. Проработав много лет криминальным обозревателем в провинциальной газете, почему-то перестал я ехидничать над старой советской песней про милицию. Помните? "Наша служба и опасна, и трудна, хоть на первый взгляд как будто не видна…" Не Шекспир, конечно, слова писал — но ведь все чистая правда! И опасности, и трудности. Правда, в песне не было про микроскопические зарплаты, про переработку, про бессонные ночи на посту — и про смертельный "производственный" риск многих сотрудников органов внутренних дел.

В московском метро, во время обхода станции "Тургеневская", женщина-милиционер, сержант Вероника Дьяконова, рискуя жизнью, задержала четверых хулиганов, издевавшихся над девушкой.

Недавнее "пожарное" летнее бедствие застало волгоградского участкового капитана милиции Солдаткина в селе Александровка Жирновского района — он проводил там законный отпуск. В то время, как он помогал тушить пожар в школе, детском саду и близлежащих домовладениях, сгорел его собственный дом. Но несмотря на это он продолжил организовывать эвакуацию людей и инструктировать погорельцев.

Молодой милиционер лейтенант Сергей Стоянов, будучи в отпуске в Подмосковье, услышал на улице крики о помощи. Выскочил, попытался задержать вооруженного пистолетом грабителя. Уже раненый, он все-таки удерживал бандита до прибытия дежурного наряда милиции. Умер он в больнице…

Наверное, нет смысла перечислять подвиги российских милиционеров в "горячих точках". Их не счесть…

Не так давно в "Правда.Ру" беседовала с с заместителем начальника Главного управления внутренних дел по Московской области генерал-майором милиции Андреем Липилиным. Он просто и честно рассказал о том, почему выбрал профессию милиционера 30 лет назад, говорил о проблемах этнической преступности, недавних беспорядках в Москве и Московской области и о своем отношении к журналистам.

Смотрите видео по теме

Андрей Геннадьевич в числе прочего говорил о том, почему после школы выбрал этот профессиональный путь, пошел в милицию. После школы поступил в Омскую высшую школу милиции — конкурс туда в былые годы был преогромнейший. Профессия стража порядка тогда считалась очень престижной. Милицию уважали в народе.

Читайте также: Есть ли у преступников национальность?

"После окончания школы милиции служил в Магадане, в уголовном розыске, — рассказывает генерал-майор Липилин. — И знаете, сейчас, много лет спустя, я бы сказал так: народ работал за идею! Ведь мы чувствовали, что нужны людям, и никаких оправданий типа "не могу" вообще не принималось. Бывало, что приходилось работать сутками, ночами напролет…

Фото: AP

Причем не только мы, молодые сотрудники, много трудились, но и старшие товарищи — они подавали пример. Собственно, это было одним из основных способов обучения молодых кадров — "делай, как я!". Надо сказать, личный пример как добрая милицейская традиция остается и сегодня. Да и вообще поддержание добрых традиций в обучении профессиональных кадров всегда было у милиции на вооружении".

Говорил генерал Андрей Липилин и об отношении правоохранительных органов с прессой. Наверное, слишком "нетактичное", я бы даже сказал, порой "пережареное" отношение пишущей и снимающей братии к милиции порой прививает некоторым слоям населения России, в частности молодежи, весьма неадекватное отношение к тем, кто призван защищать людей — и защищает! Увы, порой вспыхивает необъяснимо активная шумиха вокруг милиции, даже когда какой-то бывший сотрудник органов, нечистый на руку, попадает под статью. Но ведь сами знаете — в семье не без урода! А вот реальные подвиги милиционеров, к сожалению, порой замалчиваются…

"Чтобы помочь восстановить и сохранить нормальные взаимоотношения милиции и общества, прессе не стоит преподносить работу правоохранительных органов только в негативном ключе, — говорил генерал-майор Андрей Липилин. — Ведь это неправильно! Не нужно журналистам выхватывать из контекста "жареные" какие-то факты. Бывший милиционер, уволенный из рядов, совершил преступление в пьяном виде… Теща оперативника украла в супермаркете батон колбасы… И так далее.

Я согласен, порой наши сотрудники действительно дают поводы для критики, для служебных расследований и даже для судебных процессов. Но зачем на этом скользком фундаменте выстраивать информационную политику целых телеканалов, газет и так далее? Но, поверьте, в целом российская милиция — это здоровый, работоспособный организм, который выполняет свою работу с честью и эффективно. Почему бы прессе не рассказывать об этом? Ведь это будет более объективно.

Кстати, не сомневайтесь, что у руководства МВД отношение к прессе уважительное и позитивное. Это действительно четвертая власть. Главное — чтобы эта власть была более объективна в освещении всех без исключения событий!"

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Куратор Александр Михайлов
Александр Михайлов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру
Обсудить