Виновных в гибели людей на атомной подлодке "Нерпа" будут судить присяжные

Дело "Нерпы"-убийцы: капитан за всех ответит

Пожалуй, после гибели атомной подлодки "Курск" не было более трагического происшествия в российском военном кораблестроении и в ВМФ, чем гибель 20 человек на борту АПЛ "Нерпа" на испытаниях в Японском море. Процесс по этому делу идет во Владивостоке в военном суде Тихоокеанского флота. Он обещает стать самым громким за последние годы.

Вот уже третий год "дело "Нерпы" в который раз всплывает в СМИ. Звучат экзотические технические термины: Молибден-И, тетрахлорэтилен, ЛОХ, фреон-114… Кстати, ЛОХ — это не то, что вы, наверное, подумали. Это подводная система пожаротушения — Лодочная Объемная Химическая. То есть пожар в закрытом помещении, в отсеке подлодки, "давится" ингибитором — веществом, замедляющим химический процесс горения, обычно фреоном со специальными добавками. Случайно поданный в отсек "Нерпы" огнегаситель и погубил столько народу…

Автор этих строк много лет прослужил на Северном флоте в должности командира дивизиона живучести атомной подлодки и прекрасно знает, что такое ЛОХ. Это та система, с которой нужно обращаться предельно осторожно. Призванная спасать людей, она может их и погубить.

Признаков будущей "громкости" этого дела уже навалом. Во-первых, хотя дело рассматривает военный суд Тихоокеанского флота и процесс будет закрытым, к участию к нему будут привлечены присяжные заседатели. Сейчас как раз формируется состав коллегии присяжных, и, по мнению юристов, это может занять не один день. Обычно именно в военных судах дела рассматриваются без участия присяжных, дело это для военных судей как бы новое.

Читайте также: И снова вспомним флот подводный…

Согласитесь, процесс закрытый (слишком много секретных и совершенно секретных данных может фигурировать на судебном следствии), поэтому и у присяжных должен быть допуск к работе с такой закрытой информацией. Кухарку или школьного учителя к участию в таком процессе не привлечешь, в коллегию должны входить как минимум специалисты, которые "в теме".

Но это, по мнению многих флотских и судостроительных специалистов, хорошо: присяжные будут достаточно профессиональны, а значит, более справедливы (во всяком случае, в это очень хочется верить).

Во-вторых, это дело уже приобрело такой ошеломительный общественный резонанс, что "отмолчаться" по нему официальным органам не удастся. Все равно кому-то из больших начальников из военно-морских, судостроительных, юридических сфер придется давать хоть какие-то комментарии.

Фото: AP

Сейчас целый шквал публикаций в интернете дает понять, как разительно расходится отношение к процессу по делу гибели людей на АПЛ "Нерпа" специалистов из разных сфер, связанных с флотом. И именно вот в этом, а не в технических подробностях аварии особый признак этого процесса. Но об этом позже. Пока давайте просто вспомним подробности аварии.

8 ноября 2008 года на атомной подводной лодке, еще не принятой в состав ВМФ России, во время заводских ходовых испытаний в Японском море произошло несанкционированное включение автоматизированной системы пожаротушения. В отсеки стала поступать смесь фреона и тетрахлорэтилена. В результате 20 человек погибли, еще 21 получили отравления различной степени тяжести.

На скамье подсудимых — командир АПЛ гвардии капитан 1 ранга Дмитрий Лаврентьев и контрактник, трюмный машинист этой же лодки старшина 2 статьи Дмитрий Гробов. Следствие считает, что их действия привели к возникновению аварийной ситуации. Командир лодки обвиняется в превышении должностных полномочий, повлекших по неосторожности смерть двух и более человек.

Гробову (фамилия, согласитесь, знаковая) предъявлено обвинение в причинении по неосторожности, вследствие ненадлежащего исполнения своих профессиональных обязанностей, смерти двум и более лицам и причинении тяжкого вреда здоровью по неосторожности двум членам сдаточной команды.

Предварительные слушания по уголовному делу об аварии начались еще 25 апреля. Суд удовлетворил ходатайство защиты о рассмотрении этого дела судом присяжных. На этом настаивали и представители общественных организаций — Владивостокского морского собрания и Союза подводников Тихоокеанского флота.

Почему в закрытое дело, которое касается очень узкоспециальных технических тем, так решительно вмешиваются, грубо говоря, общественники? Да вот все дело в том, какие это общественники. Например, в тот же Союз подводников входят бывшие флотские офицеры, которые всюжизньпрослужили на боевых кораблях и знают, так сказать, предмет. То есть, и устройство, и технические характеристики лодок того же проекта, что и "Нерпа", и особенности службы на них, и порядок проведения ходовых испытаний, и прочая-прочая. В отличие, кстати, от судей, которые оперируют не технической, а юридической информацией. Вот поэтому флотским "общественникам" верится без труда.

Кстати, о "технических" нюансах трагедии на "Нерпе": развернулись невероятно гулкие баталии не только в прессе, но и на флотских форумах и в блогах. Известное интернет-издание "Центральный военно-морской портал" привело множество мнений профессиональных и военных моряков и гражданских корабелов о том, что следствие проходило как-то подозрительно однобоко.

Как-то странно, действительно, что под суд попали только военные, командир и старшина. А как же представитель промышленности? Ведь даже официальное следствие "раскопало", что и огнегаситель, которым отравились люди, был не той марки, и подавляющее большинство погибших — гражданские заводские специалисты, которые не прошли положенный перед выходом в море испытаний курс борьбы за живучесть (например, никто из 17 погибших заводчан даже не включился в индивидуальные средства защиты). А вот военных моряков погибло только трое, они знали, как себя уберечь в случае чего.

Представители Владивостокского морского собрания, много лет служившие на флоте, и члены сдаточной команды субмарины считают, что, "благодаря грамотным действиям командира подводной лодки Лаврентьева и экипажа АПЛ спасен боевой корабль и почти 200 человек вернулись домой". Они решительно требуют пересмотра материалов уголовного дела. Моряков-подводников беспокоит именно качество расследования, а не количество томов уголовного дела.

Так почему все-таки привлекают к ответственности только командира и старшину с "Нерпы"? Ситуацию комментирует "Правде.Ру" капитан 1 ранга в отставке, много лет прослуживший в электромеханической службе Тихоокеанского флота Виталий Озеров:

"Есть такая флотская байка: разбор любой аварийной ситуации заканчивается поиском виновных, наказанием невиновных и поощрением непричастных… Что-то похожее, по-моему, происходит и в случае с "Нерпой". Технических терминов употреблять не буду, подробнейших описаний той аварии полным-полно даже в открытой интернет-прессе, кому интересно, тот без труда их найдет. Найдет, кстати, и множество комментариев специалистов, которые доказывают, что не все так однозначно в выводах прошедшего следствия. Такое впечатление, что следствием руководила чья-то длинная рука…

Давайте рассмотрим, так сказать, политический аспект трагедии на "Нерпе". Лодка достраивалась на средства Индии, ведь она и предназначалась для передачи в лизинг этой стране. И вот авария, гибель людей. На кого промышленности выгоднее "свалить" аварию, чтобы, так сказать, не "потерять лицо" и не лишиться выгодного контракта? Конечно, на военных. Кстати, это мое мнение полностью совпадает с мнением не только военных специалистов, но и многих видных заводчан.

И странным образом следствие как бы "назначило" виновными командира лодки и контрактника-трюмного. Ни в коей мере не хочу как-то усомниться в честности и профессионализме следователей. Но ведь они работают только по тем материалам, которые им предоставляются! А кто предоставлял им материалы по аварии на лодке, в 2008 году еще не принятой в состав ВМФ? То-то…

Но индусы в конце концов оказались мудрее "дирижеров" этого спектакля. Они от контракта не отказались, наоборот, не так давно подтвердили намерение взять лодку. Конечно, это только частное мнение бывшего офицера подводника. Остается дождаться результатов суда, который будет, по-моему, очень долгим…"

Напомним еще раз, что АПЛ "Нерпа" (К-152, проект 971, класс "Щука-Б") относится к подлодкам третьего поколения. Проектировали ее на петербургских предприятиях — в морском бюро машиностроения "Малахит" и НПО "Аврора". Субмарина была заложена на Амурском судостроительном заводе в Комсомольске-на-Амуре в 1991 году. Однако в середине 90-х финансирование строительства лодки с российской стороны было заморожено. Достройка АПЛ стала возможной лишь после финансирования со стороны Индии. После ремонта в декабре 2009 года АПЛ вошла в боевой состав ВМФ России. До октября 2011 года подлодку действительно планируется передать в лизинг Индии.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить