За спасение АПЛ экипаж жестоко наказали

Август — черный месяц для ВМФ России. 7 августа 2005 года чуть не погиб у берегов Камчатки батискаф "АС-28". 12 августа 2000 года погибла АПЛ "Курск", 30 августа 2003 года в Баренцевом море затонула АПЛ"К-159"… А 33 года назад, 21 августа 1980 года, трагедия разразилась на подводном атомоходе К-122, который входил в состав Тихоокеанского флота.

А в это время вся страна была в эйфории от успешного выступления наших спортсменов на московской Олимпиаде. Естественно, что об аварии на советской атомной подводной лодке, унесшей жизни четырнадцати подводников, решили не распространяться…

Атомная подводная лодка К-122 проект 659Т вошла в состав советского Тихоокеанского флота в июле 1962 года, провела немало автономных боевых служб в океанах. В начале лета 1980-го, после возвращения с очередной боевой службы, ее поставили на завод для производства полагающихся ремонтных работ. Весь штатный экипаж находился в отпуске, кто-то готовился к поступлению в академию, кто-то ждал назначения на новую должность, как вдруг поступил непонятный подводникам приказ: срочно снова готовить корабль к выходу в море. В спешке опять собирали экипаж, в спешке производили загрузку на лодку всего необходимого для автономки. Дикая спешка не могла не аукнуться впоследствии…

Итак, в июле 1980 года К-122 была буквально вытолкана от пирса на боевую службу с новым командиром корабля, подводником грамотным и опытным, но не знакомым с техникой этого проекта и экипажем. Возгорание гидроакустической станции 19 августа прозвучало как бы своеобразной "увертюрой" к трагедии. Центральные отсеки были задымлены, для защиты органов дыхания личного состава туда были перенесены индивидуальные средства защиты из кормовых отсеков, да так там и остались. Правда, ситуацию с огнем сразу же взяли под контроль, возгорание быстро ликвидировали и, чтобы не выдавать своего места, решили не всплывать на поверхность, а вентилировать лодку с помощью компрессора, под водой.

Основная трагедия началась 21 августа. При отработке режима перевода нагрузки с турбогенератора одного борта на другой в 7-м отсеке раздался хлопок и повалил дым. При вскрытии щита турбогенератора правого борта из него вырвалась струя пламени длиной около пяти метров и в поперечнике около метра. Отсек начал наполняться дымом. К аварийному отсеку примыкал пульт управления главной энергетической установкой, где находились одиннадцать человек.

Нужно было срочно принимать экстренные меры и подавать фреон в горящий отсек, но командир медлил. Наконец центральный пост разрешил эвакуацию личного состава из отсека и пульта управления ГЭУ в смежный отсек. На принятие этого решения ушло целых восемь минут. За это время огонь добрался до патронов регенерации и перекинулся на солярку аварийного дизель-генератора. Отсек был обречен!

Фреон не смог справиться с пожаром. В пылающий отсек из систем воздуха высокого давления началось активное стравливание. Получился своеобразный металлургический конвертор — на пламя со страшной силой дул воздух, то есть кислород! Металл начал плавиться…

Вскоре ход был потерян. Сработала аварийная защита реакторов. Из-за потери электропитания компенсирующая решетка осталась в промежуточном положении, возникла угроза радиоактивной опасности. "Чернобыль" мог наступить на шесть лет раньше!

Загазованность по всей лодке в связи с усилением пожара в аварийном отсеке нарастала, а в кормовом отсеке не хватало на всех индивидуальных средств защиты органов дыхания — еще 19 августа во время тренировок по борьбе за живучесть они были перенесены в центральные отсеки.

С каждой минутой положение аварийной лодки продолжало ухудшаться: загазованными оказались все отсеки, кроме носового, практически все патроны средств индивидуальной защиты были выработаны, не было освещения, а тут еще из-за высокой температуры возникло возгорание в 3-м отсеке. О случившемся необходимо было доложить командованию, но сделать это из-за отсутствия электропитания на корабле было невозможно. Маломощные переносные радиостанции проблему связи решить не могли, пришлось воспользоваться сигнальными ракетами.

Читайте также: Взрыв подлодки Б-37 и бунт трибунала

Вскоре к терпящей бедствие подводной лодке подошел английский газовоз "Гарри". К борту терпящей бедствие подлодки доставили емкости с питьевой водой, продукты питания и медикаменты. С борта английского газовоза был отправлен в адрес советского посольства в Японии срочный доклад о происшедшем. Оттуда сообщение было переслано в Москву и Владивосток. Посчитав свою миссию выполненной, англичане удалились, не забыв при этом сообщить координаты советской подводной лодки американцам и японцам…

А пожар на лодке продолжался. К счастью, удалось вручную опустить компенсирующие решетки атомных реакторов и заглушить их. "Тихоокеанский Чернобыль" не состоялся. К сожалению, этот опыт не стал предметом изучения на флотах.

С рассветом 22 августа в небе появились японские вертолеты и самолеты, на горизонте замаячил силуэт американского десантного вертолетоносца, в тридцати милях по траверзу "гарцевал" японский эсминец. Возникла угроза захвата лодки. Часть экипажа была вооружена табельным оружием, боевые торпеды приготовлены к ликвидации.

Через девять часов после передачи радиосообщения к месту аварии подошло советское учебное судно "Меридиан", на котором проходили практику курсанты Владивостокского мореходного училища. На его борт и были переданы тела девяти погибших подводников, а также перешла большая часть экипажа. На борту К-122 остались только те, кто был крайне нужен для борьбы за живучесть аварийной лодки…

На третьи сутки подошла флотская ремонтная плавбаза "Бородино". Члены экипажа лодки с "Меридиана" перешли на нее. Лодку обеспечили воздухом высокого давления, заводчане помогли запустить дизель-генератор, подать электропитание на вентиляторы и задействовать аварийное освещение носовых отсеков. Потом завели буксирный конец, и буксир потащил лодку в базу.

После "разбора полетов" вину взвалили исключительно на экипаж. Были сняты со своих должностей многие флотские начальники и офицеры лодки. Только семье одного из мичманов, проявившего героизм в борьбе с аварией и погибшего, в скромной обстановке вручили орден Красной Звезды. Впрочем, это не освободило вдову от года мытарств. В кабинетах тогдашних чинуш она просила сменить формулировку "умер от удушья" на "погиб при исполнении служебных обязанностей", чтобы получать пенсию. Но безуспешно…

Читайте также: Предтеча Чернобыля — подлодка К-431

Надо сказать, что при аналогичных обстоятельствах погибли три атомные лодки Северного флота: К-8 в 1970 году, К-219 в 1986-м, К-278 в 1989-м — об этих авариях "Правда.Ру" уже подробно писала. К экипажам этих атомоходов отнеслись намного гуманнее, чем к экипажу К-122, который, к слову, не потерял боевой корабль, а, в конце концов, привел его в базу.

Новый механик лодки, пытаясь как бы "реабилитировать" экипаж, настоял на повторной экспертизе аварии. И, что весьма необычно для советских времен, авторитетная комиссия, назначенная повторно, пришла к выводу: причиной пожара явились конструктивные недостатки, присущие всем лодкам данного проекта. Это означало, что целую дивизию атомных подлодок этого проекта надо ставить на прикол! Тогда решили, что проще будет… "слишком умного механика" снять с должности и исключить из рядов КПСС. Так и сделали.

Читайте самое актуальное в рубрике "Происшествия"

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить