Водительские права продаются без обязанностей

Получение водительских прав в России все реже является итогом добросовестного и долгого обучения человека в автошколе. Сегодня купить этот документ можно почти так же легко, как колбасу в магазине. Автошколы снимают с себя всю ответственность за уровень подготовки свежеиспеченного водителя сразу же, как тот получает права. Количество ДТП после этого уже никого не удивляет.

Управлением Госавтоинспекции ГУВД по городу Санкт-Петербург и Ленинградской области составлен сводный рейтинг автошкол, выпускники которых в течение двух лет после окончания курса обучения наиболее часто становились виновниками дорожно-транспортных происшествий. Проанализировав статистику ДТП и сведя полученные данные в единую таблицу, милиционеры убедились: далеко не все автошколы одинаково добросовестно относятся к обучению своих учеников.

Итак, за 2 года сотрудники МРЭО ГИБДД ГУВД по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области выдали удостоверения 188 858 водителям. Выяснилось, что 227 из них в течение первого полугодия 2010 года совершили дорожно-транспортные происшествия, в которых пострадали люди. Естественно, все эти виновники аварий обучались (а скорее всего, просто купили права) в питерских образовательных учреждениях по подготовке водителей.

Читайте также: Роскошь нарушения правил

Таблица показала, что 47% городских и областных автошкол могут похвастаться полным отсутствием виновников ДТП. Это делает им хорошую рекламу и говорит о качественном и добросовестном обучении. Выпускники 40% автошкол от общего числа в городе и области совершили от 1 до 3 аварий, что является в общем-то, удовлетворительным показателем. 11% учебных заведений выдали права людям, которые впоследствии спровоцировали от 4 до 8 ДТП. И, наконец, 2% составляют учреждения, выпускники которых совершили от 9 и больше дорожно-транспортных происшествий. Безусловным лидером этого бесславного рейтинга стала автошкола НОУДО "Ленинград", выпускники которой стали виновниками аж 21 (!) ДТП.

Стоит отметить, что исследование, проведенное питерскими сотрудниками ГИБДД, позволяет говорить не только о качестве обучения будущих водителей, но и сделать ряд предположений о возможном уровне коррупции в автошколах. После знакомства с рейтингом наверняка тревожно заерзают в своих креслах руководители тех школ, чьи выпускники спровоцировали наибольшее количество ДТП. Ведь одного-другого нарушителя еще можно списать на случайность. А вот десяток нерадивых выпускников — уже тенденция, которая заставляет усомниться в честном получении водительских прав в этих автошколах.

Фото: AP

Понимание того, что все можно купить (даже безнаказанность на дороге), прививается кандидату в водители задолго до того, как он сядет за руль. "Практически каждому человеку известно, как сложно получить права у нас в стране. Надо учиться в автошколе (это дорого), далее целая серия изнурительных, и порой заканчивающихся ничем похождений на сдачу экзаменов, так как работники доблестных органов тоже хотят получить свой кусок пирога. Сами понимаете — сумма выходит немаленькая. Следствие — высокая стоимость получения водительского удостоверения. Плюс потраченное время и нервы", — апеллирует к сознанию будущего водителя один из сайтов, который занимается продажей (!) водительских удостоверений.

Такие сайты легко найти в Сети, они гарантируют выдачу прав. Все так же просто, как заказать пиццу в Интернете. Расценки вполне доступные: водительское удостоверение без проводки в ГИБДД — около 8000 рублей; оформление прав для "лишенцев" — 20000 рублей и т. д. Сроки изготовления также радуют потенциальных покупателей своей оперативностью…

Будет очень жаль, если работа, проделанная Управлением Госавтоинспекции по городу Санкт-Петербургу и Ленинградской области ограничится лишь дежурным отчетом о составлении упомянутого рейтинга. Ведь тему сомнительного обучения в автошколах и незаконного получения водительских прав необходимо развивать и продолжать не только на региональном уровне. Например, можно было бы вручать лучшим автошколам страны соответствующие сертификаты. А если такой "пряник" не поможет — применить "кнут". И внедрить систему жестких штрафов для тех образовательных учреждений, чьи ученики спровоцировали наибольшее количестве дорожно-транспортных происшествий. Это, во-первых, поможет снизить количество аварий на дорогах. Во-вторых, хоть как-то поспособствует борьбе с коррупцией.

Понятно, что в жульнических схемах с водительскими удостоверениями задействованы не только сотрудники автошкол. От лишних денег (даже с криминальным душком) не отказываются и отдельные сотрудники ГИБДД. Поэтому пока хорошо и тем, кто выдает "липовые" права, и тем, кто дерет деньги с "дубов", разъезжающих по дорогам.

Все самое интересное читайте в рубрике "Происшествия"

Автор Виктория Лапко
Виктория Лапко — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру в разделе "Общество"
Последние материалы