(Продолжение допроса Геринга)
Сегодня, в 65–ю годовщину агрессии гитлеровской Германии против СССР, мы продолжаем ПОЛНУЮ – без купюр и изъятий - публикацию допросов главарей III Рейха. Обращаем ваше внимание, что среди допрошенных органами НКВД нет партийных бонз и политиков с замашками уголовников, а одни только - военнопленные. Публикация этих архивов, доступ к которым в советские времена имели лишь единицы, стала возможна совсем недавно.
ВОПРОС: Что вы можете рассказать об обстановке в Ставке ГИТЛЕРА непосредственно перед капитуляцией Германии?
ОТВЕТ: Я ничего не могу по этому поводу сказать, так как до 20 апреля, если кто и думал, что победы быть не может, то высказывать этих мыслей никто не смел. Говорить о капитуляции в Ставке запрещалось. Еще 20 апреля ГИТЛЕР говорил о возможности победоносного окончания войны. Для того, чтобы понять это, нужно учесть событие 20 июля 1944 года. В результате покушения, ГИТЛЕР получил серьезное сотрясение.
Единственный из всех, находившихся с ним, он не лег в госпиталь. В этот же вечер он принимал МУССОЛИНИ и выступал по радио. Правда, через пять дней он лег в постель и пролежал два дня. После покушения он сильно изменился, терял равновесие, появилось дрожание руки и ноги, потерялась ясность мышления. С тех пор ГИТЛЕР вообще перестал выходить из бункера, не бывал на свежем воздухе, потому что при ярком свете у него болели глаза. Он стал очень решительным, без колебаний выносил смертные приговоры, никому не доверял.
БОРМАНА называли «Мефистофелем» фюрера. Когда происходило обсуждение военной обстановки, - стоило БОРМАНУ положить на стол фюреру записку, порочащую того или иного генерала, - этого было достаточно, чтобы генерал впал в немилость.
ВОПРОС: Чем вы объясняете возросший авторитет ГИММЛЕРА за последние годы?
ОТВЕТ: Как только стал падать мой авторитет, стал возрастать авторитет того человека, который занимал следующее место после меня. Меня считали консерватором. Чем радикальнее становился сам ГИТЛЕР и его политика, тем больше он стал нуждаться в радикальных людях. Нельзя осуществлять радикальную политику, не имея около себя, радикально настроенных людей.
Когда ГИММЛЕРУ было поручено командование группой армий «Висла», мы думали, что весь мир сошел с ума. Между мной и ГИММЛЕРОМ существовали следующие отношения: он стремился занять мое положение. Заверяя меня в дружбе, а сам вел против меня агентурную работу. Я ему тоже говорил, что хорошо к нему отношусь, а на самом деле был постоянно на чеку.
ВОПРОС: Что вам известно о судьбе ГИММЛЕРА?
ОТВЕТ: Знаю только то, что было в газетах. Если он действительно умер, то я не сомневаюсь, что на том свете он будет чортом (так в подлиннике – ред.), а не ангелом.
ВОПРОС: Какую роль в ваших интригах играл ГЕББЕЛЬС?
ОТВЕТ: ГЕББЕЛЬС был очень тесно связан с ГИТЛЕРОМ. Это был очень умный человек, с большими способностями, но очень честолюбивый. Он был политическим противником БОРМАНА, но умел лавировать. Мы называли его «корабельной шлюпкой», так как он знал в чьем фарватере плыть. Отношения у нас с ним были хорошие, но не близкие. Он был умным человеком и не мог плохо относиться к преемнику ГИТЛЕРА. Когда 1-1, 5 года назад стало известно о моих плохих отношениях с фюрером, то начальник имперской канцелярии спросил фюрера, остаюсь я все же его преемником.
ГИТЛЕР ответил, что если бы ему пришлось теперь назначать себе преемника, то ГЕРИНГА бы он не назначил. Но, поскольку он однажды это сделал, и это вкоренилось в сознание народа, то он не изменит своего решения. ГЕББЕЛЬС это понимал и соответственно строил свои отношения со мной.
ВОПРОС: Что вы можете рассказать о подпольных организациях, которые создавались для проведения подрывной работы на территории Германии после оккупации ее союзными войсками?
ОТВЕТ: Речь могла идти об оккупированных районах, а не о всей Германии, так как ГИТЛЕР не допускал мысли о полной капитуляции. В конце марта с.г. был сформирован корпус «Адольф Гитлер» из наиболее активных функционеров партии. Я знаю, что они должны были вести вооруженную борьбу с оккупантами, но что им удалось сделать, я не знаю.
ЛЕЙ был назначен командующим корпусом. Это было равносильно тому, что из этого ничего не выйдет. ЛЕЙ – старый дурак; достаточно прочитать его статьи в газетах, чтобы убедиться в правильности такого определения. Где сейчас находится ЛЕЙ, я не знаю, но если он умер, то для союзников это небольшая потеря.
Было еще воззвание о создании организации «Вервольф», которое я слышал только по радио. В воззвании к народу говорилось, что немцы должны делать все возможное и любыми путями, чтобы противодействовать неприятелю. По-моему это сделали слишком поздно. Нужно было создать такую организацию до вступления войск противника на нашу территорию. Кроме того, не согласовали этого вопроса с военными с точки зрения снабжения членов организации оружием.
Ремесленная работа: нельзя организовать подрывную работу в тылу без связи с действующими войсками. Руководителем организации «Вервольф», якобы, был назначен один из руководителей СС, но мне неизвестно, успел ли он что-либо сделать. Я могу только предположить, что инициатива создания такой организации принадлежала ГИММЛЕРУ или БОРМАНУ. Раньше я считал такую организацию совершенно необходимой и высказывал свои предположения еще тогда, когда стала реальной угроза с запада и востока.
Я выступил со своими предложениями на совещании. Фюрер тоже был там, он соглашался со мной, но ничего конкретного не было сделано. Необходимо было создать тайные склады вооружения и боеприпасов - в лесах, оставить войска, которые пропускали бы мимо себя вражеские войска и оставались в тылу. Я даже предложил организовать эту работу, но не получил на это согласия. Нам нужно было в этом вопросе учиться у русских, сумевших организовать такое сильное партизанское движение. Очевидно было, что попытка создать организацию «Вервольф» обречена на неудачу.
О каких-либо других подпольных организациях мне ничего неизвестно.
ВОПРОС: Что вы знаете о шпионской работе Германии против СССР?
ОТВЕТ: До начала 1944 года вся разведывательная и контрразведывательная работа находилась в руках КАНАРИСА. Впоследствии этим стал заниматься ГИММЛЕР. Руководил разведывательной работой СС группенфюрер ШЕЛЕНБЕРГ. Как практически осуществлялась ими работа, я не знаю, я только получал результаты этой работы, а также осуществлял переброску агентуры самолетами. Я был главнокомандующим военно-воздушных сил и мелочами не занимался. Я получал только заявки на самолеты для переброски агентуры.
Маршруты полетов определялись «Абвером». Для переброски агентуры я выделил специальную эскадрилью, которая по заявкам КАНАРИСА и ШЕЛЕНБЕРГА представляла самолеты для этой цели. Результатами каждой заброски я не интересовался. О наиболее интересных полетах мне рассказывали летчики. Насколько я помню, самый дальний полет был осуществлен в районе Байкала.
Больше по этому вопросу я Вам сообщить ничего не могу.
ВОПРОС: Где находятся государственные архивы Германии и, в частности, архивы министерства авиации?
ОТВЕТ: Государственные архивы были вывезены в центральную Германию. Во второй половине апреля фюрером был издан приказ о том, чтобы сжечь все архивы министерства авиации, но было ли это сделано, я не знаю.
ВОПРОС: Гитлеровская пропаганда длительное время распространяла слухи о «расколе» между нами и союзниками. На основании каких данных это делалось?
ОТВЕТ: Пропаганда приняла большие размеры, но никаких реальных оснований у нее к этому не было. Мы, военные, считали, что имеем единого врага. Я полагаю, что такого рода пропаганда велась для того, чтобы усилить волю немецкого народа к сопротивлению. Это был обман.
ВОПРОС: На что надеялось гитлеровское правительство, продолжая войну, когда поражение стало очевидным?
ОТВЕТ: Фюрер был главнокомандующим и сам вел войну. Он придерживался абсолютного тезиса – никогда не капитулировать. Поскольку он продолжал войну, постольку и мы должны были это делать. Однажды он заявил: «Я не могу вести переговоры о мире. Если это неизбежно, пусть это делает ГЕРИНГ. Он в таких делах понимает гораздо больше».
Мы, военные, не могли строить собственных предположений или прогнозов, а обязаны были на все события глядеть глазами фюрера.
ВОПРОС: Имели ли вы или кто-либо из высшего окружения отношение к заговору 20 июля 1944 года (попытки покушения на фюрера предпринимались, начиная с весны 1943 г. «Все они провалились – то отказывает техника, то проявляется чутье на опасность самого Гитлера, то вмешивается какая-то непостижимая, никоим образом не могущая быть предусмотренной случайность», - пишет один из лучших биографов «нациста №1» Иоахим Фест – ред.)?
ОТВЕТ: Нет. Из личного состава военно-воздушных сил только двое были замешаны в этом деле, но они уже давно ушли из авиации и служили в общевойсковых организациях. Что касается меня, то я лично никогда не сделал бы этого и не поднял бы руку на ГИТЛЕРА.
ВОПРОС: Многие считают, что заговорщики (группа молодых офицеров: фон Штауффенберг, фон Тресков, Ольбрихт и др. – ред. ) не преследовали корыстных целей, а хотели свергнуть ГИТЛЕРА для того, чтобы облегчить судьбу германского народа.
ОТВЕТ: Это неверно. Они преследовали только личные цели и если бы они пришли к власти, то наступил бы полный хаос, так как они представляли беспринципный блок трех совершенно различных направлений (среди заговорщиков многие были выходцами из старинной прусской аристократии, священнослужители, профессора, высокопоставленные чиновники. Обратите внимание, что всего Сопротивления не нашлось ни одного крупного государственного деятеля Веймарской республики, почти ни одного рабочего – ред. ). В тот период военное положение Германии было не безнадежным, а только критическим. Наиболее активную роль в этом заговоре играл генеральный штаб резервной армии.
ВОПРОС: Что вам известно о местопребывании видных нацистов, скрывающихся от союзных властей?
ОТВЕТ: Мне об этом ничего неизвестно, а если бы я и знал, то все равно ничего Вам об этом не сказал бы.
ВОПРОС: Мне непонятно такое заявление. Вы на допросе и обязаны отвечать.
ОТВЕТ: Я не знаю где они находятся. В отношении гаулейтеров мне известно лишь следующее: гаулейтер Восточной Пруссии внезапно стал моряком, сел на корабль и отплыл из Кенигсберга в неизвестном направлении. Я ничуть не удивлюсь, если узнаю, что он в настоящее время берет уголь где-нибудь у берегов Исландии. Гаулейтеры Западной Пруссии, Померании и Данцига находятся в плену у англичан. Гаулейтер Мекленбурга содержится в тюрьме в Ноймюнстере, гаулейтер Познани уехал в Баварию, где находится гаулейтер Бранденбурга, я не знаю.
ВОПРОС: Как относились вы лично к расовой теории ГИТЛЕРА, которую он ставил в основу своей политики?
ОТВЕТ: В такой резкой форме, как она ставилась ГИТЛЕРОМ, я ее никогда не разделял. Что касается еврейского вопроса, то меня в партийных кругах считали другом евреев, так как многим еврейским семьям я оказывал помощь. Из-за этого я имел много неприятностей в партии. За границей об этом было известно. В то, что мы полубоги, я никогда не верил. Для этого сам я слишком земной человек.
ВОПРОС: Знаете ли вы генерал-полковника КЮЛЬ?
ОТВЕТ: Да, я его знаю, он был командующим воздушным флотом в Норвегии.
ВОПРОС: Какого вы о нем мнения и почему КЮЛЬ был отстранен от должности и должен был уйти в отставку?
ОТВЕТ: КЮЛЬ неплохой специалист, много занимался обучением кадров. Уход его в отставку объясняется тем, что у него не было достаточного боевого опыта, а мы хотели влить в авиацию свежие кадры.
ВОПРОС: В разговоре с нами КЮЛЬ сказал, что он был вынужден уйти в отставку после крупного разговора с вами, во время которого он вносил предложения, с которыми вы не согласились и выгнали его.
ОТВЕТ: Это чистая ложь. Такого разговора у нас с ним не было. Я хотел бы получить очную ставку с ним, чтобы послушать, что он еще будет врать.
ВОПРОС: Какие секретные государственные и партийные директивы издавались в Германии по борьбе с коммунизмом?
ОТВЕТ: Во время войны издавались общие полицейские директивы для обеспечения порядка в стране. Известно, что даже такой «демократический вождь» как ЧЕРЧИЛЛЬ во время войны арестовывал членов парламента, если это требовалось. Обстановка заставляла это же делать и нас.
Юридически против коммунизма велась только одна пропаганда, а фактически оказывалось и непосредственное воздействие. Однако, это проводилось через органы СС, особенно в период господства БОРМАНА.
ВОПРОС: Что вам известно о мероприятиях партии и военного командования по уничтожению миллионов русских, поляков, евреев и прочих национальностей в оккупированных странах и зверствах, чинимых немецкими войсками?
ОТВЕТ: О миллионах не может быть и речи. Это чистые выдумки пропаганды. Кроме того, поверьте мне, что террор ни в коем случае не был направлен против славян, - только против евреев. Если и имели место отдельные зверства солдат на фронте и в оккупированных странах, то я заверяю, что никто из нас, государственных руководителей, ни Генеральный штаб, ни правительство, ни партия не санкционировали этого.
Я могу привести некоторые примеры:
Однажды стало известно, что в России во время транспортировки пленных, в одном эшелоне имело место массовое обморожение. Я немедленно навел справки. Оказалось, что замерзли только несколько человек. Были даны указания, чтобы избегать подобных явлений в дальнейшем.
Массовое умерщвление имело место только при восстании в Варшавском гетто.
Надо учесть, что всеми концлагерями руководил ГИММЛЕР и с тех пор как у меня отняли полицию, я не имел к этому непосредственного отношения. Ко мне, наоборот, часто обращались с письмами и различными просьбами, которые я всегда направлял по адресу в канцелярию ГИММЛЕРА. Я даже имел неприятности за подобные дела.
ВОПРОС: Что вам известно о судьбе ТЕЛЬМАНА?
ОТВЕТ: ТЕЛЬМАН (Эрнст Тельман (1886-1944) – лидер немецких коммунистов и один из главных политических оппонентов Гитлера. На президентских выборах 13 марта 1932 г. получил 4.983 голосов против 11.339.285 у Гитлера – ред. ) находился в концлагере Бухенвальд и погиб во время воздушного налета союзной авиации на лагерь. Как известно, в Бухенвальде находились военные заводы, которые являлись объектом бомбежки. Я не лично не думаю, чтобы ТЕЛЬМАН был намеренно убит, ибо в то время обстановка вовсе не требовала этого. Кроме того, сообщение о бомбежке Бухенвальда поступило ко мне также и по служебной линии ВВС.
ВОПРОС: Было ли выдано тело ТЕЛЬМАНА семье?
ОТВЕТ: К этому вопросу я отношусь скептически. Наверно нет.
Я могу еще сказать, что в 1934 году, когда ТЕЛЬМАН находился под моим ведением, я вызвал его к себе и имел с ним краткую беседу. ТЕЛЬМАН указал мне на ряд своих требований в бытовом отношении. Однако, впоследствии вся полиция перешла в ведение ГИММЛЕРА. Жена ТЕЛЬМАНА в 1944 году обращалась ко мне с письмом с рядом просьб, но я был вынужден переслать это письмо также ГИММЛЕРУ.
ВОПРОС: Какое участие вы принимали в поджоге Рейхстага?
ОТВЕТ: Буквально, никакого. Это все дело рук безумца ВАН-дер ЛЮББЕ (Маринус Ван дер Любе (1909-1934) – безработный голландец, бывший коммунист, признан виновным в поджоге Рейхстага и казнен 10.01. 1934 г. – ред. ). Конечно, дело было не так, как описывалось в прессе, ему не пришлось бегать с факелом по зданию. Заранее были разложены зажигательные снаряды, которые моментально воспламенили все. Каким образом он это сделал, - не приложу ума. Ясно, что ТОРГЛЕР (Эрнст Торглер - немецкий коммунист, обвиненный в поджоге Рейхстага, арестован в связи с этим 28.02.1933 г. В 1924-33 гг. депутат Рейхстага, председатель коммунистической фракции. Оправдан нацистским судом из-за недостаточности улик и под давлением мировой общественности. – ред. ) и другие участия в этом поджоге не принимали. Но, несомненно, что коммунисты готовили путч в это время.
Партия и я лично ничего общего с поджогом Рейхстага не имели. Мы в этом вовсе не нуждались. Единственно, что я сделал во время пожара, - это то, что немедленно прибыл туда и попытался войти в здание, но там был такой ужас, что пришлось поскорее уйти – ведь моя жизнь мне дороже.
ВОПРОС: Кто принадлежал к вашему ближайшему окружению?
ОТВЕТ: Мои главные связи распространялись на круг генералов ВВС, а также на некоторых гаулейтеров, с которыми я был связан старой дружбой. В числе генералов были: ЛЕРЦЕР, КЕССЕЛЬРИНГ, ШПЕРРЛЕ (Хуго Шперрле (1885-1953) – генерал-фельдмаршал Люфтваффе, за военные преступления осужден Нюрнбергским трибуналом. Как вспоминал Альберт Шпеер, его жажда наслаждений и тучность были сродни сибаритству и полноте Геринга – ред. ), РИХТХОФЕН.
Из партийных работников наиболее близкими ко мне были: КЕРНЕР, БУЛЕР, ТЕРБОВЕН и ЗАУКЕЛЬ. Однако, БОРМАН прилагал все усилия, чтобы уменьшить мой вес в партии и изолировать меня от ее руководящих работников.
ВОПРОС: Что вам известно о деятельности ВЛАСОВА (Андрей Андреевич Власов (1901 -1946) – бывший генерал-лейтенант (произведен в звание 24.01.1942) Красной армии. Окончил семинарию в Нижнем Новгороде. В мае 1920 г. призван в Красную армию. Карьерой обязан природным способностям и личному расположению Сталина. Перед войной – в ноябре 1940 г. – командующий Киевским особым военным округом генерал армии Г.К.Жуков утвердил более чем положительную служебную характеристику генерала Власова. В трагические дни 1941 г. на тогдашнего члена военного совета Юго-Западного фронта Н.С.Хрущева командующий 37-й армией Власов произвел впечатление своим бесстрашием и знанием обстановки. В сообщении Совинформбюро о разгроме немецких войск под Москвой его имя упоминалось наряду с именами будущих маршалов Победы – Рокоссовского и Говорова. Командуя 2-й ударной армией, взят в плен 13.07.1942 г. – ред. ) и какая роль предназначалась ему и т.н. «Русской Освободительной Армии»?
ОТВЕТ: Из фактических данных мне известно, что ВЛАСОВ образовал комитет наподобие комитета генерала ЗЕЙДЛИЦ (Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах (1888-1976) - генерал-лейтенант. 12 лет находился в плену в СССР. В сентябре 1943 г., будучи в плену, в лагере под Москвой основал "Союз немецких офицеров", позже преобразованный в "Национальный комитет свободная Германия" - ред. ) и сформировал одну дивизию, которая, кажется, была введена в бой (последнее мне точно неизвестно).
Насколько мне известно, никаких реальных расчетов на ВЛАСОВА и его армию не возлагалось.
Кому принадлежит инициатива в формировании власовских частей, мне точно неизвестно. Раньше с ВЛАСОВЫМ занимался РИББЕНТРОП, а после – ГИММЛЕР.
В 1945 году ВЛАСОВ посетил меня. Он сообщил мне в каком состоянии находится формирование его дивизии и жаловался, что ему не дают вооружения. ВЛАСОВ просил моей поддержки и также намекал, что он не прочь сформировать русскую авиаэскадрилью, которая бы находилась под моим покровительством. Это предложение я отклонил. Кроме того, беседа затрагивала ряд частных вопросов. Я подробно расспрашивал ВЛАСОВА о СТАЛИНЕ, так как очень интересовался этой выдающейся личностью.
Фюрер ничего не ожидал от этой затеи и решительно отказывался принять ВЛАСОВА.
ВОПРОС: Что вы можете сказать об использовании гитлеровским правительством русских белоэмигрантов и изменников Родины?
ОТВЕТ: Ничего определенного сказать не могу, так как никогда не занимался и не интересовался этим делом. Единственный человек, с кем я разговаривал, - был ВЛАСОВ. Занимался этим вопросом РОЗЕНБЕРГ, он создавал всевозможные комитеты. Я всегда считал, что если люди удрали из своей страны, то они видно и там ни на что не годились.
Допросил: Начальник 5 отдела 3 Управления НКГБ СССР
Полковник госбезопасности – ПОТАШЕВ
В допросе принимали участие:
Пом.начальника Разведуправления ВМФ
Полковник – ФРУМКИН
Нач.отд-ния Разведотдела штаба 1 Белорусского фронта
Полковник – СМЫСЛОВ
Переводили и вели запись:
Майор госбезопасности – ФРЕНКИНА
Капитан - БЕЗЫМЕНСКИЙ
Публикацию подготовил Игорь Буккер