Возвращение России мелодии прежнего, советского гимна в каком-то смысле олицетворяло собой те новые веяния в современной российской /и прежде всего, наверное, молодежной/ среде, которые начали у нас проявляться в новом тысячелетии. Это, если можно так выразиться, мода на СССР - на советскую символику, лозунги, слоганы, песни и т.д.
Презрительное совок в повседневном общении у жителей отечественных мегаполисов уже давно ушло в прошлое, став отжившей архаикой. В моду входят иные словечки и "слоганы". Хотя пока еще на Руси не появилось какого-то одного, конкретного термина , метко характеризуюшего героя нашего времени эпохи "перестроечного" безвременья. Допустим, автора этих строк, несколько лет тому назад случайно забредшего в один из детских домов Краснодарского края (в Приморско-Ахтарском районе, кажется) представители подрастающего поколения, громко смеясь, ни с того ни с сего, в один голос стали обзывать ваучером проклятым и ельциным . Больше, однако, нигде этого слышать не приходилось. Хотя и надолго врезалось в память...
Вместе с тем, в обиходе неповседневном отчаянное Россия, которую мы потеряли , государственные мужи еще редко применяют именно к этой — советской России, а чаще к действительно давно потерянной романовской, как это и было замечено "в оригинале". Но и это ведь поправимо.
И одно дело, допустим, — альбом лидера "Гр.Об." Летова "Звездопад" (из последних), вдохнувший, можно сказать, новую жизнь в песни советской эпохи ("На дальней станции сойду", "Шла война", "На всю оставшуюся жизнь", "Я принял решение" и мн.др.) — "сделано в СССР" , а поется в постъельцинской России; одно дело — шествие радикальной молодежи "Антикапитализм-2002" или грандиозный "красный" поход из Раменского в Москву... И совсем другое — когда на с упермодном Муз-ТВ или MTV человек в футболке с надписью СССР в музыкальном клипе дерет горло; когда, ежедневно выезжая из Строгино на место работы, автор этих строк — вместе с другими вечно спешащими "жителями и гостями столицы" - каждый раз вновь с удивлением вонзает глаза в пролетающие мимо, на расстоянии в десятки метров друг от друга, два огромных рекламных плакатных щитах - "Наша Родина — СССР" - огромные белые буквы на сплошь красном фоне... А внизу — надпись-реклама FM-овской столичной радиостанции.
"Ну и что, — кто-то скривится, — "мода". Без наполненности соответствующим содержанием." Ну и пусть! И согласитесь ведь, это — не самая плохая мода.
Интересная реплика вот появилась на сайте Nasha-Rodina.Ru:
"Россия пока находится в стороне от движения против глобализации, однако идеи национальной автономии и сопротивления потребительским ценностям западного мира постепенно становятся более популярными. Первыми такие изменения общественного настроения обнаружили, как водится, не записные думские политики, а коммерческие компании, которые стали использовать в своих рекламных кампаниях популярный сегодня образ Эрнесто Че Гевара. В частности, телекоммуникационная компания "Персональные коммуникации", владелец торговой марки "Сонет", использует изображения команданте Че для рекламы своего нового тарифного плана, а Интернет-холдинг "Мэйл.ру" - для рекламы почтового сервера. Бизнесмены раньше других чувствуют изменение конъюнктуры рынка, так как рискуют своими деньгами, и их нельзя провести рассказами ВЦИОМа о чьем-то высоком рейтинге. Доверяя интуиции предпринимателей, можно предположить, что в ближайшем будущем в России сформируется национальное антиглобалистское движение".
Как бы там ни было, своеобразная политическая основа у упомянутых выше мод и веяний сейчас, можно сказать, уже закладывается. Сегодня конструктивные силы особую надежду возлагают на растущее и крепнущее новое образование — Союзное государство России и Белоруссии . Многие видят в этом Союзе некий прообраз нового государственного образования-преемника СССР (покойный академик Легасов в разработанной им концепции "ЩИТ" подробно останавливался на этом), — которое сможет занять свое, особое место в мире и еще "скажет новое слово" этому самому миру...
Сейчас как раз конкурсная комиссия выбирает гимн Союзного государства — это свыше 100 предложенных вариантов, и многие из них написаны на музыку Александрова ! "Белоруссия и Россия готовы интенсивнее развивать интеграционные процессы" - это было и лейтмотивом прошедшего вчера в Москве заседания Совмина Союза. Как говорится, дай-то Бог, и самим бы не оплошать.
Тему возвращения моды на все советское обсуждал в последнем выпуске и еженедельник "Независимое обозрение" - речь о статье Михаила Шабашова "Обратно в СССР" , повествующей о том, как российский выпуск журнала Playboy посвятил ноябрьский номер "путешествию по... СССР периода 60-80-х годов", эдакому "сладостному провалу в перину воспоминаний". "Ностальгия по советской эпохе окончательно стала культурным явлением", — резюмирует автор. И, действительно, там есть что вспомнить...
Да, кстати! Завтра же День Конституции РФ, или, как там, День независимости.
Что ж, с праздником вас, дорогие товарищи .