Спецкор «ПРАВДЫ.Ру» побывал на борту атомного «Тайфуна»

В преддверии 100-летия Подводного флота специальный корреспондент “ПРАВДЫ.Ру” побывал на борту атомной подводной лодки стратегического назначения проекта “Акула” (по классификации НАТО Тайфун”). Точнее, побывала – к “подводницкой” профессии приобщилась единственная женщина из “экипажа” Поморского корпункта нашего издания.

Вообще в Северодвинске в эти дни прошло много разных событий, мероприятий и экскурсий, посвященных подводникам и подводному флоту. Все журналисты спешили аккредитоваться, чтобы успеть охватить своим взором все то, что демонстрировалось в эти дни.

Читайте: В Международном кинофестивале «Мы из Подплава» участвуют фильмы «ПРАВДЫ.Ру»

На Международном фестивале морских фильмов “Мы из Подплава”, где моя персона была выбрана в жюри и оргкомитет, было предложено множество прекрасных фильмов, связанных, естественно, с жизнью подводников.

Читайте также: В день 100-летия подводного флота в Северодвинске состоится закладка атомной подводной лодки «Владимир Мономах»

Огромное количество фильмов, которые удалось увидеть, напомнили мне очень интересный поход в моей жизни. В начале 90-х я решила освоить русский фольклор. Пришлось не только освоить, но и изучить кучу литературы. И еще --научиться сносно петь.

В Северодвинске, городе корабелов-подводников, моя приятельница Наталья Капустина предложила мне походить на занятия в ее фольклорную группу. Целый год я участвовала в различных концертных программах, но одно выступление запомнилось особенно. Нас пригласили с концертом в Беломорскую Военно–морскую базу, пообещав после завершения концерта экскурсию на подводную лодку.

Лодка носила сказочное название “Золотая рыбка”. Первый шаг на борту подлодки привел меня в трепет, мы прошли в рубку. И тут случилось самое неожиданное для меня. Я никогда не считала себя трусихой, но когда мне предложили спуститься в центральный пост, я подошла к верхнему рубочному люку и глянула вниз, меня охватил ужас… Там была бесконечность, в которую мне нужно было спуститься. Причем в короткой юбке.

Деваться было некуда. По какой причине был выпущен момент “осведомления” дамского “контингента”, разбираться было уже просто некогда. Пусть извинят меня подводники (уверена -- прочитав это, они посмеются, и наверное не в первый раз). Представьте картину, которую могли наблюдать в центральном посту: из шахты сначала появляется нижняя часть дамского тела в мини, а потом все остальное. Слава богу, показать было что...

Экскурсия прошла великолепно и оставила в моем сердце чувство гордости, нежности и трепета к мужчинам, которые несут тяжелую службу, которая проходит в замкнутом пространстве, подводой. За последние годы на свет появились подводные лодки нового поколения.

После посещения подводной лодки “Золотая рыбка” прошло 15 лет. Та субмарина давно уже списана, скоро ее должны утилизировать. И вот к 100-летию подводного флота выпала еще одна возможность посмотреть и сравнить, какие изменения произошли за эти 15 лет. На этот раз к моему обозрению была предоставлена не старенькая “утилизационная” подлодка, а боевая “Акула” (“Тайфун”) -- длина почти 200 метров, высота с девятиэтажный дом. Огромная…

На лодке есть: баня, бассейн, солярий, спортивный зал, комната отдыха и релаксации с птичками, рыбками, цветами и фонтанчиком. Каюты для моряков больше, чем на “Золотой рыбке”.

Три однотипных подводных крейсера находятся в боевом составе Северного флота: “Архангельск”, “Северсталь”, и оснащенный новейшим ракетным комплексом морского базирования “Булава” атомоход “Дмитрий Донской”, остальные утилизированы или готовятся “на иголки”. Разговоры о том, что “Северсталь” тоже пора утилизировать, давно держали экипаж в напряжении. Но перед самым празднованием 100-летия подводного флота было принято решение – эту подводную лодку все-таки отремонтировать.

Экипаж “Северстали” выходит в море с другими лодками и поддерживает плавучесть собственного корабля. Хочется верить, что Северному флоту будет уделено достойное место и внимание со стороны правительства страны.

Ну что ж, вот мой женский рассказ о боевой субмарине, которая в несколько раз больше старенькой “Золотой рыбки”. Очень-очень короткий рассказ. Главное: не стоит женщинам проникаться “техническими” подробностями подводницкой профессии. Не нужно! Нужно просто понять, что это такое – подводная лодка. Стальной прочный корпус, трудные будни. Так вот: чтобы мужские характеры были крепче стали прочного корпуса подлодки, добавьте, женщины, любви и понимания в свое отношение к мужской работе.

Хочу сказать женщинам, чьи мужья несут сложную службу в море: берегите и любите их. Лучше ждать их на берегу, а потом, при встрече, петь им песни. Может быть, не только фольклорные. Пусть они вспоминают ваши песни, уходя в море. Им так этого не хватает ТАМ…И не нужно отбирать у них право быть сильными (без нас), а иногда и слабыми (с нами). Я теперь понимаю, почему женщин не берут служить на подводный флот. Мужская это все- таки работа…

Лариса Рудакова

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить