По данным МВД, в 2005 году « разобщены и фактически прекратили противоправную деятельность организованные преступные формирования (ОПФ), имеющие межрегиональные и коррупционные связи, такие как саратовское ОПФ "Канапы", ростовское "Белый грач", тульское "Исаковское". Достигнут ряд серьезных успехов по пресечению деятельности дальневосточного ОПФ "Общак" и свердловского " Уралмаш ", а также ряда других криминальных структур» – заявил 7 февраля замначальника департамента по борьбе с оргпреступностью МВД РФ Александр Елин на пресс-конференции в Москве.
Он также добавил, что в прошлом году к уголовной ответственности привлечены 80 воров в законе. Однако, по его же данным, на территории России всё еще действуют более 400 бандформирований, в которых числится около 10 тыс. участников. "Они представляют серьезную угрозу, обладая межрегиональными и международными связями, оказывая негативное влияние на экономику страны" , – заявил Елин.
«Уралмаш» недаром назван среди умирающих преступных сообществ. Ведь год назад, 27 января 2005 года, в камере следственного изолятора № 1 г. Екатеринбурга был обнаружен труп депутата гордумы Александра Хабарова, председателя ОПС «Уралмаш» (официально зарегистрированного в области "ОПС", что расшифровывалось как «общественно-политический союз», неофициально – как «организованное преступное сообщество»). Его вынули из петли, сделанной из спортивных штанов – сначала говорили о «самоубийстве», но потом возбудили уголовное дело по статье «убийство»…
А на днях в Объединенных Арабских Эмиратах задержан находившийся в международном розыске Александр Куковякин – второй «авторитет» «Уралмаша». «Компетентные органы Арабских Эмиратов нам сообщили, что данное лицо установлено и задержано. По данным Национального центрального бюро (НЦБ) Интерпола в РФ, Куковякин является лидером организованного преступного сообщества "Уралмаш"» , – заявил 6 февраля замруководителя НЦБ российского Интерпола в РФ Алексей Абрамов. Он добавил, что российское НЦБ уже доложило об этом Генеральной прокуратуре РФ, в компетенции которой и находятся «дальнейшие действия в связи с задержанием Куковякина за рубежом» . "Сейчас в связи с задержанием Александра Куковякина идут переговоры между компетентными правоохранительными органами двух стран в рамках международного законодательства" , - добавил замруководителя "Интерпола".
Пресс-секретарь прокуратуры Свердловской области Римма Бобина в тот же день добавила, что облпрокуратуры в настоящее время сотрудники через Генпрокуратуру РФ готовят документы на экстрадицию Александра Куковякина из ОАЭ. Само же объявление в международный розыск, по данным прокуратуры, связано с возбуждением уголовных дел по фактам невыдачи зарплаты и растраты на ОАО «Тавдинский гидролизный завод», где Куковякин является председателем совета директоров. В середине 1999 года на ТГЗ было введено временное наблюдение, в конце года – внешнее управление, в марте 2003 года – конкурсное производство. На момент введения конкурсного производства кредиторская задолженность предприятия составила 322,7 млн. руб., из них 43,5 млн. – пени и штрафы.
В то же время местонахождение Куковякина «Интерпол» установил еще осенью 2005 года, а информация о его аресте появилась впервые меньше недели назад - 3 февраля этого года. Согласно сообщению свердловской областной прокуратуры, 1 февраля было возобновлено уголовное дело Куковякина, а он сам арестован на территории Арабских Эмиратов. Однако в этот же день, 3 февраля 2006 года, сам Александр Куковякин заявил агентству «Новый Регион» по телефону из ОАЭ: «Мне странно все это слышать. И смешно. Я на свободе и у меня все хорошо. Честно говоря, я удивлен и не понимаю, зачем и кому понадобилось раздувать всю эту шумиху» . Адвокат «уралмашевца» уточнил через несколько дней, что «Куковякину позвонили, сообщили, что у него закончилась виза, что ему необходимо ее продлить. Вот и все».
А 6 февраля тот же «Новый Регион» сообщил, что «липа» о задержании «уралмашевца» объясняется тем, что «сейчас у некоторых руководителей Свердловской области настал тяжелый период. Под них активно копает прокуратура. На свет вышли такие факты, что людям грозят конкретные уголовные дела. Один из тех, у кого «горит хвост», попытался свалить вину за преступления, которые он совершил, на Куковякина – как по Тавдинскому гидролизному заводу, так и к массе других объектовобласти. А правоохранители ему в ответ – а Куковякин-то пойман!... А, дальше, додумывайте сами» – об этом агентству будто бы рассказал источник в УФСБ по Свердловской области.
Однако тот факт, что после всех опровержений 6 февраля и Интерпол, и свердловская прокуратура вновь подтвердили информацию об аресте Куковякина всё же заставляет предположить, что не всё так однозначно. Как и смерть «уралмашевца» Хабарова, арест «уралмашевца» Куковякина оказался окутан туманом тайны и неопределенности. Впрочем, постепенное умирание «Уралмаша» не вызывает ни у кого сомнений. А ведь когда-то это была одна из крупнейших группировок не только области, но и страны.
Александр Хабаров вступил в уралмашевскую преступную группировку еще в начале 90-х годов. После чего сразу же началась война между двумя группировками – «уралмашевцами» и «центровыми»: одни отстреливали других и забирали подконтрольные «врагу» предприятия. Победили в той войне «уралмашевцы»: они взяли под контроль обработку меди, телекоммуникации и энергетику. По данным МВД, члены «Уралмаша» учредили около 200 компаний и 12 банков. По другим данным, они контролировали даже 600 компаний и фирм с оборотом капитала, превышающим бюджет Свердловской области.
Но сейчас всё это, похоже, в прошлом. Даже если поверить слухам о том, что ареста нет, а весь шум из-за того, что тему связей «Уралмаша» с «руководителями Свердловской области раскапывает прокуратура» . Ведь раньше даже представить себе было невозможно, чтобы прокуратура занималась такими «связями»: сам свердловский губернатор Эдуард Россель не стеснялся в конце 1990-х годах подчеркивать свои симпатии к «уралмашевцам». На одной из пресс-конференций Россель прямо сказал в ответ на вопрос о своих контактах с Хабаровым и другими авторитетами «Этот товарищ, он, так сказать, уралмашевский лидер, значит, он возглавляет там, он там вор, бандит и так далее... Ну, я приглашаю его к себе, говорю: ну садись, вор, расскажи, как ты живешь, туда-сюда, значит. И даю поручение им, и они выполняют это поручение: тратить деньги на капитальное строительство в Свердловской области. Второго приглашаю. Симпатичный человек, умный. Ведет бизнес нормальный...»
Если же теперь, кроме розысков и арестов самих «уралмашевцев», правоохранительные органы занялись и дружественными «Уралмашу» «представителями власти», то, пожалуй, не долго осталось жить столь знаменитой группировке…
Впрочем, дружественные «Уралмашу» СМИ выдвигают другую версию столь активной охоты на «уралмашевцев»: мол, в Москве «вор союзного значения» Дед Хасан (Аслан Усоян) решил поменять руководителей екатеринбургской группировки «синих» (так называемых «смотрящих») Трофы и Каро за то, что они долго не пополняли «общак». А Хабаров взял «отставленных» под свою защиту (а значит и их деньги), о чем он и заявил 15 сентября 2004 года на сходке в сквере возле гостиницы «Большой Урал» в самом центре Екатеринбурга.
Хабаров заявил, что не пустит в область назначенных Дедом Хасаном кавказцев и «и всю эту наркомафию». После этого в Екатеринбурге были закиданы бутылками с зажигательной смесью 6 екатеринбургских кафе, принадлежащих азербайджанцам и армянам. А за этим последовал арест самого Хабарова и ряда его «заместителей» по группировке.
Для чего на самом деле зачищается «Уралмаш» – в интересах бандитов-конкурентов или действительно ради наведения порядка – мы видим лишь со временем. Но уже сейчас ясно, что ОПС «Уралмаш» тихо умирает…
Алексей Кетанов