Столетие подводных сил: железный след

подлодка Говоря о музейных подводных лодках, первое, что всплывает перед глазами - несметное количество отечественных образцов в зарубежных коллекциях. Их доступность в «перестроечные» годы вполне объяснима. На обломках СССР новые хозяева страны спешно осваивали рыночные  отношения. Однако, хотя по окончании Второй мировой страна и шагала «впереди планеты всей» по количеству субмарин и многообразию проектов, в развитии подводного дела наше лидерство далеко не однозначно.

Сам  факт, что 100-летний юбилей подводных сил Россия лишь собирается праздновать, пропустив вперед Соединенные Штаты, Францию, Великобританию, Германию и даже Швецию, о многом говорит. И не только о «косности царского правительства», на которое не так давно было принято ссылаться в подобных случаях. Россия позже многих признала подводные лодки как полновесное «орудие войны», а хроническое безденежье, наряду  с повышенным вниманием к зарубежным проектам, пагубно сказалось на развитии отечественных теории и практики кораблестроения. Но ведь и родоначальник германского подводного кораблестроения Вильгельм Бауэр закончил свою жизнь в нищете, скончавшись в 1875 г. от чахотки.

Само понятие первенства в истории подводных разработок, равно как и применение технических новинок на практике далеко не однозначно. Кто, к примеру, автор чертежей первой подводной лодки, приведенных  в книге итальянца Р.Валтурио, изданной в Вероне в 1472 году? Немцы утверждают, что их соотечественник  - Кайзер, составивший их семью годами раньше. Итальянцы думают иначе.

В России принято считать изобретателем первой в мире торпеды известного конструктора подводных лодок И.А. Александровского, представившего проект «самодвижущей мины» с пневмодвигателем Морскому министерству в 1865 году, а вовсе не Р.Уайтхеда, оказавшегося проворней в реализации идеи. Мысль об управлении торпедой по проводам впервые высказал в 1887 г. поручик русской армии Немира, а реализовали ее американцы в 1892 году.

Авторство идеи применения электродвижения  также  спорно - Россия (К.Шильдер) или Франция (М.Дэви)? Впрочем, некоторые факты истории вполне очевидны.   ПЛ «Дельфино» (1894) стала не просто первой подлодкой королевского флота Италии. На ней впервые в мире был применен панорамный перископ конструкции Руссо и Лауренти.

Бразильский изобретатель В.Барбоза стал автором идеи всплывающих отсеков для спасения экипажей затонувшей ПЛ уже в 1891 г.

Оригинальная идея применения регенерации воздуха принадлежит французу Жаку Д’Арсонвилю, а его соотечественник Макс Лобёф является пионером создания дизель-электрических подводных лодок. Конструктору первой французской ПЛ «Нарваль», вошедшей в состав ВМС в 1900 году, удалось реализовать свою идею в 1904 г. на ПЛ «Эгретт». Зато новаторское решение Лобёфа в создании двухкорпусной лодки, по мнению специалистов, позаимствовано им  у русского конструктора  С.К. Джевецкого.

Разумеется, это важно для истории, престижа нации, справедливости, наконец, но для развития подводного дела, по большому счету – все равно.  Все эти оригинальные, а порой курьезные конструкции, способствовали рождению совершенно нового, грозного оружия, приближая тот час, когда подводное плавание станет вполне обыденным явлением. А многообразие проектов обусловило появление впечатляющих экспонатов.    

Безусловным лидером по массовости экспозиций, остаются  США, для которых патриотическое воспитание – явно не пустой звук. 100-летие подводных сил американцы отпраздновали еще в 2000-м году, поскольку одними из первых ввели субмарины в боевой состав флота. Это были лодки конструкции Джона Голланда.  Впоследствии «голланды» служили в составе многих флотов, включая российский. В 1901 году они стали первыми серийными лодками британских королевских ВМС. Но есть в американских собраниях подводные корабли, чей возраст значительно превышает столетие.

Подводная лодка конфедератов «Пионер», затопленная северянами, а затем поднятая в 1879 г. – гордость Национального музея штата Луизиана. А в 2000 г. удалось поднять со дна и героя первой в мире успешной подводной атаки – подлодку «Ханли», потопившую в 1864 г. новейший броненосец северян «Хаузатоник» на рейде Чарльстона. Атака, как говорится, имела эффективность на все 200%. Взрыв шестовой мины, начиненной сотней фунтов пороха, уничтожил не только цель, но и атакующего. По завершении реставрации-консервации «Ханли» займет свое место в музее Чарльстона.

Одних только мемориалов-подлодок Второй мировой в США почти две дюжины. Это неудивительно: США потеряли в войне 52 подлодки и каждого седьмого подводника.

А ведь еще существует музей первого в мире атомохода – ПЛА «Наутилус» в Гротоне.      Крупнейший в мире военно-морской музей в Нью-Йорке ежегодно знакомит с ПЛ  «Гроулер», вооруженной крылатыми ракетами, более полумиллиона посетителей!

Послевоенные лодки «Альбакор» (Портсмут) и «Блюбэк» (Портленд) также оставили свой след в истории. Первая, как скоростная экспериментальная, породила  термин «альбакоровский корпус», вторая же ознаменовала закат американских «дизелей». ВМС давно обходятся без последних, поэтому на очереди будущих музеев в основном атомоходы. Многоцелевая ПЛА «Драм» (тип «Стёрджен») будет установлена в калифорнийском парке Маре-айленд, а пока остается в пункте утилизации на судоверфи Пьюджет Саунд. Чтобы выполнить главное условие - освободить государство от затрат, предполагаемых разборкой и утилизацией, специальному фонду предстоит собрать кругленькую сумму.

В планах Музея города Цинцинатти установка одноименной ПЛА типа «Лос Анджелес». Для этого планируется отбуксировать корабль из Пьюджет Саунд через Панамский канал в Новый Орлеан и, установив его на специальную баржу, перевести по рекам  Миссисипи и Огайо вглубь страны. Бесчинства ураганов в Луизиане значительно отдалили воплощение этого проекта…

Первая британская субмарина «Голланд 1» выставлена в Музее королевских подводных сил в Госпорте.  Директор музея - коммандер Джефф Толл - обаятельнейший человек и признанный специалист в своей области, что и неудивительно, ведь до выхода в отставку он был командиром атомного ракетоносца «Рипалс». На его попечении также состоят: ПЛ «Эллайенс» (тип «А», 1945 г.) и две сверхмалых лодки периода Второй мировой войны: немецкий «Бибер» и британский тип «Х» из числа тех, что вывели из строя «Тирпиц» в норвежском Каа-фьорде.

В британском послевоенном экспорте безраздельно господствовал тип «Оберон». Многочислен и музейный отряд этих  дизель-электрических субмарин. В Австралии их целых три, больше чем в бывшей метрополии. Бразильский «Оберон»  украшает Военно-морской Центр в Рио-де-Жанейро, а канадскую «Онондагу» ожидает Военный музей в Оттаве. После вывода из состава ВМС она уже успела побывать в обличье советской подводной лодки «С-270» в американском триллере «К-19». Чтобы придать ей сходство с ПЛ 613-го проекта, пришлось изрядно потрудиться над силуэтом, главным образом из-за рубки, оказавшейся вдвое выше, чем у оригинала.

Известная подводными традициями Германия хранит свою первую лодку «U-1» вдалеке от моря, в «Дойче музеуме» Мюнхена. Зато «U-995» (тип VIIC), успевшая не просто повоевать, но и потопить помимо прочего советский транспорт «Пролетарский», покоится на берегу Кильской бухты близ главного мемориала германского флота в Лабё. Неподалеку – памятник погибшим подводникам с поименным перечислением всех экипажей. Во Второй мировой из 39 000 немецких подводников уцелело лишь 10 000.  За всю историю войн - это самый высокий процент потерь в каком-либо роде сил. Только за  «Черный май» 1943-го Кригсмарине лишилась 41 лодки, немногим меньше чем ВМС США за всю войну (52 единицы, на которых погибло 3505 человек). Гибли моряки, как правило, всем экипажем (50-55 человек), однако до самого конца войны в подводный флот сохранялась очередь из добровольцев... Это ли не показатель мужества и престижа подводной службы? 

К счастью союзников, война уже подходила к концу, когда в бой вступили германские лодкиXXI серии, не имевшие равных по боевым возможностям. На сегодня сохранилась лишь одна лодка этого типа - «U-2540» (Вильгельм Бауэр) - украшение Технического музея Бремерхафена.  Зато Соединенные Штаты могут похвалиться трофейной «U-505» (тип IXC), выставленной в Научно-промышленном музее Чикаго, а англичане - поднятой со дна морского «U-534» (Музей исторических кораблей, Биркенхед). Гордятся и финны, лишенные Парижским договором 1947 года права на собственный подводный флот, «малюткой» «Весикко» (тип IIA). Сегодняшняя лодка-музей в крепости Суоменлинна (бывший Свеаборг)  в войну  была грозным кораблем и в 1941 г. торпедировала советский транспорт «Выборг» близ острова Гогланд.  

Представительна и коллекция германских подлодок послевоенной постройки. Подлодки 205 проекта, отслужив свой срок, стали экспонатами Музея техники в Шпайере (U9) и Военно-морского музея в Вильгельмсгафене (U10). Немецкие лодки служат в ВМС Аргентины, Греции, Израиля, Кореи, Норвегии и др. На смену ПЛ типа «Коббен» (пр.206) в норвежских ВМС пришел проект 210, после чего S302 «Utstein» (206) отправилась на вечную стоянку в порту  Хортен.

С конца 2005 г. немецкие субмарины проекта 209 (тип 1400) заменят в подводных силах ЮАР лодки типа «Дафнэ» французского производства, списанные еще в 2003 году. Одна из «француженок» - «Assegaai» (бывш. Johanna Van der Merwe) станет музеем подводной технологии в Саймонстауне. Проект обойдется казне в 1 млн.долларов.

Возможно, со временем экспонатами станут и «209»-е, из состава  южно-корейских ВМС, но пока единственным музеем-подлодкой там остается северо-корейская субмарина «Санг-О», захваченная на берегу близ городка Кангнунг. Там же она и стоит, укрепляя патриотические настроения нации, все еще расколотой надвое.

Несмотря на солидное представительство советских подлодок в шведских коллекциях, имеющее вполне конкретное объяснение, шведам и без них есть, чем гордиться и на что посмотреть. В военно-морском музее Карлскруны стоит первая шведская подлодка образца 1904 г. под лаконичным названием «No.1». А шведский инженер Торстен Норденфельд еще в 1887 г., впервые в мире, создал подводную лодку, оснащенную торпедными аппаратами, вызвав огромный интерес к перспективному оружию во многих странах, причем на государственном уровне. А двумя годами раньше  он построил первую в истории лодку из мягкой стали. Любопытно, что Норденфельд является конструктором подлодки «U», построенной в Киле на верфи Ховальддойче в 1890 году. После испытаний  вместе с однотипной «U-2» лодка вошла в отряд миноносцев германского (!) флота. Характеристики субмарин оказались достаточно высоки, и уже в 1900 году оба корабля приняли участие во флотских маневрах. Таким образом Норденфельд, наряду с американцами Голландом и Лэком стал зачинателем такого явления, как транснациональная корпорация по проектированию и строительству подводных лодок.

В Морском центре Гётеборга стоит более современная подлодка - «Нордкапен» (1962 г.). За ней бережно ухаживает одинокий негр. На мой вопрос: «Почему он работает в одиночестве?» - последовал резонный ответ, –  «Какой же белый по своей воле в лодку полезет!»… 

Оставалось лишь развести руками… О, времена!

История подводного кораблестроения насчитывает как минимум 500 лет, а 100-летие празднуют подводные силы, поскольку лишь на рубеже XIX и XX.веков подводное плавание вышло на путь практического использования. Именно тогда морские державы наконец признали за подводной лодкой право считаться грозным морским оружием.  

Годы идут,  а, подобно исследованию космоса, освоение глубин остается столь же «непаханым полем». Техника непрерывно совершенствуется, а списанные корабли порой до слез обидно пускать «на иголки». Поэтому у музеев, делающих ставку на подлодки, - блестящая перспектива!

Сергей Апрелев, капитан 1 ранга специально для «ПРАВДЫ.Ру»

Брошенная эскадра

Автор Любовь Савицкая
Любовь Савицкая — заместитель генерального директора ООО "Правда.Ру" *