Советская подводная лодка нынче в западном музее не редкость. С началом перестройки страна начала поспешно осваивать новые экономические отношения, началась бойкая торговля даже тем, что раньше свято берегли. Не стал исключением и стремительно терявший боеготовность флот. Основным товаром, естественно, стали корабли. «Реализация излишков» была особенно интенсивной в тех местах, откуда надо было спешно убегать. Например, из Прибалтики.
Внешние причины были стандартными для всей страны – хроническая невыплата зарплаты, желание сохранить «ядро» и т.п. Увы, несмотря на то, что продаваемые порой по цене ниже металлолома корабли растаскивались массовым порядком, (средние подлодки грузились на шведские и германские паромы буквально пачками), многие так и остались в бухтах и гаванях в полузатопленном состоянии. А власти новоиспеченных стран Балтии получили основание злословить по поводу «намеренного ухудшения варварами экологической обстановки в оставляемой ими Европе». Внешне это действительно выглядело так. К примеру, в военной гавани Лиепаи осталось более четырех десятков некогда боевых кораблей, а в гавани Болдераи (Рига) - три подводных лодки и плавдок. Ну, чем не Пирл-Харбор?
Впрочем, учитывая грядущий многолетний шабаш по шельмованию «нацменьшинств», составлявших половину населения Латвии, даже жалко становится, что никакого плана, способного организовать долговременные козни, у России не было. Налицо же оказались хаос и полная дезорганизация, на которых кто-то вполне квалифицированно и погрел руки. Разве рачительный хозяин, имея в своем распоряжении достаточно времени, не приложит усилий, чтобы распорядиться хотя бы металлоломом. В той же Лиепае в июне 1941-го под натиском стремительно наступавших немцев было оставлено 7 подводных лодок, лишенных возможности даже буксироваться. А в 1994-м – 22!, причем, заметьте, безо всяких немцев, лишь с регулярными окриками из Москвы – "давай-давай"!
В грозном 41-м капитан-лейтенант Афанасьев, принявший решение взорвать небоеспособные корабли во избежание попадания к врагу, был расстрелян, а в наше время хоть кто-то ответил за брошенную эскадру? Разумеется, нет, зато независимой Латвии был сделан щедрый подарок. Остатки Балтфлота породили целую сеть фирм и фирмочек, специализирующихся на продаже металла. Примерно в это же время Эстония стала одним из мировых лидеров по экспорту металлов. И все это одного поля ягоды. Так что повторюсь - злой умысел со стороны русских исключен. Налицо традиционное раздолбайство Продать всё помешали обстоятельства в лице простых советских моряков, не исключено, что в недавнем прошлом отличников боевой и политической подготовки. Наблюдая творящееся вокруг, они постепенно утратили смысл службы, а значит и необходимость беречь родные корабли. Ведь все, о чем им твердили, летело в тартарары, а многие из тех, кто твердил, бойко приторговывали казенным соляром или, подобно бывшему «комсомольцу» одной из бригад подводных лодок, даже открыли свое дело. Пункт по приему цветных металлов капитан-лейтенанта Энвера Аметова находился в очень удобном месте, совсем недалеко от части. И таких пунктов вокруг – тьма, и действовали они вполне легально. Так почему бы не отпилить кусочек медного трубопровода на родном корабле, т.с. без отрыва от вахты, а на вырученные баксы не кутнуть вечерком с подружкой? Свобода! Правда на следующий день родной «пароход», как-то скособочившись, сядет на грунт…
Картина, сложившаяся к моменту отступления из Лиепаи потрясла бы и повидавших виды. На фото 1995 г. сделанном германским корреспондентом - некогда грозные ракетоносцы, накренившись у пирсов, горестно ожидают своей участи. Впрочем, выбор был невелик. На металлолом либо для увеселения западной публики. К сожалению, предприимчивые торговцы «кусочками» морской славы были далеки от мысли оговаривать условия дальнейшего применения некогда боевых кораблей, поэтому те зачастую превращались в бары, рестораны - «Б-77», «Б-80», а то и просто плавбордели, как это случилось с «Б-24» в Копенгагене. К счастью, на вконец запущенную лодку положили глаз немцы, перекупив ее для Морского музея в Пенемюнде. Кораблю вернули пристойный вид, после чего тот занял центральное место в экспозиции. Однотипной «Б-77» повезло не меньше. С 2002 г., после участия в съемках фильма «К-19», корабль обосновался и, похоже, навсегда, в военно-морском музее г. Провиденс (США). Американцы клятвенно пообещали относиться к субмарине с не меньшим уважением, чем к главному экспонату музея – авианосцу «Саратога». Корабли мирно соседствуют, символизируя сближение бывших противников, а роль бывшей грозы авианосцев, приписываемая нашей «Джульетте» (ПЛ пр.651), вполне почетна.
Среди участников проходившей в мае 2004 г. в США конференции «Холодная война» на море» оказалось несколько бывших офицеров «Б-77», которые с радостью приняли приглашение посетить родной корабль. Они смогли убедиться, что слова новых хозяев не расходятся с делами. Но больше всего их поразила коллекция «раритетов», обнаруженных в ходе реставрации. Среди них оказались: матросские книжки «боевой номер», отсечная документация, фотографии и даже штык-нож от АК-47. Бывший командир БЧ-3, смеясь, вспомнил, как лет пятнадцать тому назад был наказан вахтенный, потерявший «оружие», а заодно и он сам, как непосредственный начальник нерадивого матроса.
Сегодня на борту «Б-77» не просто музей, а обучающий комплекс. Здесь регулярно проходят научные конференции и слеты бойскаутов. Корабль охотно посещают молодожены, считающие, что прогулка в день свадьбы по широкой палубе советского ракетоносца способна принести счастье.
Возникшие было проблемы с поддержанием субмарины на плаву благополучно решены путем заполнения цистерн главного балласта шариками от пинг-понга. А вообще проблем у корабля, как и у музея в целом, достаточно. Для их решения необходимы средства, которые изыскивает Фонд «Саратога» во главе с его бессменным президентом Франком Ленноном. Основной источник – добровольные пожертвования.
Особенно активны - ветераны корабля. Более 1700 человек из 47 штатов уже внесли свою лепту, в среднем по 96 долларов. Этого явно недостаточно, учитывая, что Фонду предстоит превратить в музей авианосец «Саратога», статус которого в настоящий момент – исторический корабль, требующий капиталовложений. До тех пор пока он не стал музеем, статус необходимо подтверждать, ежегодно представляя доклад о проделанной работе министру ВМС. В случае нарушения главного принципа – превращение в музей не должно стоить казне ни цента – ВМС может забрать корабль и использовать по своему усмотрению: отправить на слом или использовать в качестве мишени, как планируется, в частности, поступить в текущем году с головным авианосцем этого типа – «Форрестолом».
Неплохим подспорьем стали и связи с российскими коллегами, главным образом моряками-подводниками. Франк Леннон впервые появился в Москве и Санкт-Петербурге еще в 2003 году. Тогда, собственно, и состоялось его знакомство с бывшими офицерами «Б-77». Их советы оказали и продолжают оказывать, по словам американцев, неоценимую услугу в поддержании корабля в надлежащем состоянии. Контакты крепнут, в 2004 году появился двуязычный российско-американский сайт «К-77», популярность которого растет.
В текущем году в Петербурге побывал с визитом один из руководителей проекта «Саратога»-«К-77» - Боб Элби (см. фото). Встреча в Международной ассоциации общественных организаций ветеранов-подводников прошла весьма конструктивно. Американская сторона выразила заинтересованность в регулярных визитах российских ветеранов-подводников. Довольно часто возникают технические вопросы, и совет опытного инженер-механика просто необходим. К тому же курс лекций российских ветеранов «холодной войны» с удовольствием бы прослушали не только бойскауты.
Руководство Ассоциации было единодушно в своем мнении – а почему бы и нет? Дело, как всегда, за малым…
Сергей Апрелев, капитан 1 ранга, специально для «ПРАВДЫ.Ру»