В канун Дня милиции Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) провел исследование, в ходе которого выяснялось отношение россиян к деятельности органов внутренних дел России. Исследования показывают, что во многом деятельность правоохранительных органов мифологизирована и строится на негативных стереотипах, нежели на оценке реального положения дел. Когда же речь заходит о взаимодействии с конкретными представителями органов внутренних дел, настрой меняется на позитивный
Милицию принято хаять. Хвалить мента за хорошо исполненный долг, все равно, что поощрять цирковую зверюшку за то, что она ходит на задних лапках. Их так выдрессировали. А что получается, если отрешиться от субъективного взгляда на родную (без иронии) милицию? Ведь там служат не пришельцы-гуманоиды и не "латышские стрелки", которые в революционное лихолетье расстреливали и вешали русских мужиков. В органах внутренних дел служат наши отцы, мужья и сыновья. Как говорил создатель Красной Армии товарищ Лев Троцкий: "Все беды общества в наибольшей степени сконцентрированы в армии". Это максима применима в полной мере и к милиции.
Милицию любят обеспеченные и образованные
Проведенное исследование, а также данные предыдущих опросов свидетельствуют, что деятельность милиции большинством россиян оценивается скорее негативно (21 % опрошенных дали отрицательную оценку ее работы и еще 35 % скорее отрицательную). Однако немало и тех, кто оценил ее положительно (38 %).
Большинство (52 %) не фиксируют никаких существенных изменений в характере работы милиции, оценки тех, кто отмечает те или иные изменения, разделились — 19 % опрошенных считают, что работа милиции улучшилась по сравнению с тем, как она работала два года, и практически столько же (22 %) говорят об ухудшении работы органов правопорядка.
Прогрессивные изменения в работе милиции, прежде всего, отметили представители наиболее успешных групп населения — высоко образованные и состоятельные россияне. Так, если среди граждан, имеющих начальное или неполное среднее образование, об улучшении работы милиции говорили только 16 %, то среди обладателей высшего образования — 27 %.
Еще больше различий в оценках респондентов, имеющих разный уровень доходов. Среди тех, чьи доходы составляют менее 1500 рублей на одного члена семьи, позитивную динамику отметили только 12 %, тогда как среди тех, чей душевой доход составляет не менее 5 тысяч рублей, их оказалось около трети (32 %).
Позитивные изменения чаще других отмечают жители Москвы и Санкт-Петербурга (33 %). При этом среди них достаточно распространены негативные оценки (20 %) и меньше всего тех, кто не видит в работе милиции никаких изменений (41 % при 52 % среди населения в целом).
Согласно выводам социологов из Аналитического центра Юрия Левады (май 2004 г.), на протяжении последнего десятилетия доля россиян, полностью доверяющих милиции, колеблется на уровне около 10 %, тогда как доля не доверяющих превышает 35, а иногда и 40 процентов. Наибольшее недоверие к сотрудникам милиции испытывают квалифицированные рабочие (77 %), неквалифицированные рабочие (72 %) и безработные (71 %). Среди служащих, специалистов с высшим образованием и руководителей уровень недоверия колеблется от 50 до 68 процентов. Склонных доверять сотрудникам милиции больше всего среди пенсионеров (50 %) и директоров предприятий и организаций (46 %). Наивысший уровень опасений в отношении сотрудников милиции — у неквалифицированных рабочих (57%), частных предпринимателей (56 %) и домохозяек (55 %). Заявили о том, что без опасения склонны смотреть на них, 63% директоров предприятий, 61 % пенсионеров, 51 % студентов и учащихся.
Участковых не знают, но ценят
В ходе исследования изучалось отношение населения к работе милиции не только как в целом к институту государственной власти, но и на уровне одного из ее базовых звеньев — участковых милиционеров. Исследование показало, что знают своих участковых 44 % россиян.
Среди тех же, кто их знает и может оценить, большинство считают, что они хорошо справляются со своими обязанностями — оценки "отлично", "хорошо" или "удовлетворительно" дали 30 % всех опрошенных или 67 % тех, кто смог оценить работу участковых. Доля тех, кто дает работе участковых милиционеров негативные оценки, составляет только 14 % от всех опрошенных (или 33 % от сумевших дать конкретную оценку их работы).
Наибольшую информированность о деятельности своих участковых уполномоченных демонстрируют жители мегаполисов — в Москве и Санкт-Петербурге только треть опрошенных (33 %) сказали, что не знают участковых. Информированные же в этом вопросе москвичи и петербуржцы чаще оценивают их работу положительно (39 % дали оценку не ниже "удовлетворительно" и 22 % - плохие оценки).
Средний возраст участковых инспекторов 30 — 35 лет, со стажем работы от 3 до 10лет. Самая частая причина инцидентов, которые приходится разбирать участковым — семейные разборки. Основные клиенты участковых — домохозяйки, которые жалуются на конфликты с соседями. Случаются забавные вещи. Одна женщина, позвонив после полуночи по "02", долго извинялась, что ничего не произошло. Оказалось, что накануне стрелки часов нужно было перевести на зимнее время — и она пыталась выяснить на час вперед или назад. Другая старушка настоятельно требовала выделить для ее сына, проработавшего на заводе 20 лет, отдельную квартиру. Из-за таких "инцидентов" участковые погрязли в бумажной работе, поскольку обязаны регистрировать любые обращения.
Грубость и поборы
Общераспространенным сегодня является мнение о том, что российская милиция полностью коррумпирована, что ее сотрудники сплошь взяточники, грубые и жестокие в обращении с населением. В ходе опроса респондентам был задан вопрос о том, приходилось ли им лично за последний год наблюдать действия сотрудников органов внутренних дел, при которых допускались какие-либо нарушения прав граждан.
Полученные данные свидетельствуют, что 47 % опрошенных ничего подобного не наблюдали. Наиболее часто респонденты становились свидетелями грубого и бестактного обращения милиционеров с гражданами (22 %), вымогательств и поборов (18 %), использования служебного положения в личных целях (17 %). Немало и тех, кто сталкивался с проявлениями жестокости со стороны милиции (16 %). Попытки исказить факты, фальсифицировать материалы отмечал каждый десятый респондент (10 %), а свидетелями того, что милиционеры отказываются принять от граждан заявления — 8 %.
Как признался бывший начальник ОВД "Крылатское" Виктор Климчук, милиционерам приходится в основном заниматься мелкими преступлениями, чтобы улучшить показатели. Правда, стоило Климчуку пожаловаться президенту на то, что его подчиненные постоянно работают в усиленном режиме, не получая никакой компенсации, как его моментально отстранили от руководства столичным ГУВД.
Многие российские правозащитники убеждены, что российская милиция все меньше напоминает правоохранительный орган. Постоянно растет число организаций, специализирующихся на защите граждан от милиции. Например, правозащитная организация — фонд "Общественный вердикт". Ее учредители — "Мемориал", Московская Хельсинкская группа, фонды "Демократия" и "Регионы России", а также "Открытая Россия", финансируемая Михаилом Ходорковским (именно эта структура и будет основным спонсором "Вердикта"). Хотя, по словам главы Московской Хельсинкской группы Людмилы Алексеевой, правозащитникам не часто удается выиграть дела, связанные с нарушением прав граждан сотрудниками правоохранительных органов. Правозащитники считают, что наиболее эффективным противодействием милицейскому произволу и пыткам мог бы стать закон об общественном контроле за пенитенциарными учреждениями.
Кто формирует образ милиции?
Своим главным источником информации о деятельности милиции россияне считают телевидение (48 % опрошенных). Другие средства массовой информации — радио и печатные СМИ — в качестве достоверного источника информации о милиции назвали соответственно 20 и 22 % респондентов. Много и тех, кто полагается на рассказы знакомых, родственников (24 %) и слухи (11 %). При этом личное общение с сотрудниками милиции достоверным источником информации о ней считают только 26% опрошенных.
Представляется, что такое различие в доверии к информации, даваемой телевидением, и к собственному опыту складывается не только из-за того, что сам подобный опыт людей небогат, но и в связи с тем, что телевидение в принципе является для большинства людей источником информации "номер один".
Представители успешных, состоятельных, образованных групп населения менее зависимы от СМИ и больше ценят личный опыт, нежели представители групп социальных аутсайдеров. Так, если среди малообеспеченных россиян с душевыми доходами не более 1500 рублей ТВ в качестве наиболее достоверного источника информации называют 53 %, то среди тех, чей доход не ниже 5 тысяч рублей — 44 %. Среди низко и высоко образованных эти доли составляют соответственно 51 и 43 %.
На основании анализа данных опроса, социологи Аналитического центра Юрия Левады сделали вывод, что прежние карательно-репрессивные функции милиции не отмерли, а трансформировались, превратившись сегодня в источник нарушений — вымогательства платы за выполнение милицией ее прямых обязанностей, требование дополнительной платы за исполнение бюрократических функций, возложенных на милицию, рэкет и шантаж в отношении обеспеченных и, напротив, уязвимых групп населения и др. "Ослабление контроля над милицией со стороны общества и государства ведет к дальнейшему разложению этого социального института", — констатируется в исследовании.