Смерть старшего сына, наступившая от удара царского посоха в висок, утихомирила сумасбродства Ивана Грозного . Он стал больше задумываться о душе и каяться в грехах, жертвуя монастырям сокровища из царской казны. Изредка находя утешение в объятиях молодой, пышногрудой красавицы жены. (Точнее, дорогой читатель, не совсем супруги. Православным полагалось жениться три раза, а царь Иван к тому времени дважды "превзошел лимит". На брак с (четвертой) Анной Алексеевной Колтовской уже потребовалось разрешение церковного собора. С двумя последними женами царь не венчался, а брал благословение на брак). Мария Нагая терпела ласки беззубого и лысеющего мужчины, чтобы родить наследника. "Ему было только пятьдесят лет с небольшим, а он казался дряхлым, глубоким стариком, — писал русский историк Н. И. Костомаров . — От него исходил отвратительный запах".
Но развратный монарх вел свою большую игру.
В начале 1582 года дядя царицы Афанасий Федорович, который считался отличным дипломатом и близким к царю человеком, по секрету сообщил Марии, что царь снова собрался жениться. Иван IV пытался посвататься к английской королеве Елизавете и покинуть Россию. Говорят, что остановила монаршую волю только сообщение дипломатов, дескать, королева стара и безобразна. Так ли это на самом деле? Утверждают, что Грозный стал строить свои куры намного раньше.
Историк Феликс Прайор (Felix Pryor) недавно опубликовал книгу " Елизавета I . Эпистолярное наследие" ("Elizabeth I - Her Life in Letters"). В ней представлены 60 редких манускриптов, в том числе собственноручное послание царя Иоанна Васильевича, в котором он укоряет "Королеву Девственницу" ("Virgin Queen") за то, что она ставит торговые интересы Англии выше "наших высоких дел" ("our highnes affairs"). "Полагают, что это намек на его тайное предложение о браке и просьбу о политическом убежище". Все это в письме, которое "отправлено спустя 10 лет после смерти первой жены царя" - как пишет мистер Прайор.
Известно, что у Иоанна Васильевича было семь жен. Первая -Анастасия Романовна умерла в 1560 г. Но с таким же успехом можно было написать через год после смерти второй жены Марии Темрюковны (умерла в 1569 г.). Во время конкубината (внебрачного сожительства) с Марфой Васильевной Собакиной (умерла вскоре после заключения брака в 1571 г.).
Теперь к сути претензий специалиста по истории, который называет послание русского царя "малограмотным", из-за которого, "будь он англичанином, он мог бы оказаться в Тауэре".
- Это самое грубое письмо из всех, когда-либо полученных Елизаветой, — считает Прайор.
Подданный британской короны Прайор утверждает: "Письмо, обнаруженное в Национальном архиве в Кью (National Archives at Kew), было особенно неуместным в момент его написания, 28 октября 1570 года, когда царь обхаживал Англию, будучи особенно заинтересованным в налаживании торговли". "Связи между Англией и Россией восходят примерно к 1540 году, и их единственной движущей силой была торговля".
Действительная история торговых отношений с Альбионом такова. Английская торговая компания, отыскивая путь через север в Китай, в 1553 г. снарядила экспедицию, которую король Эдуард VI снабдил грамотою к государям северным и восточным. В пути часть экспедиции погибла. Повезло немногим, Р. Ченслер прибыл в устье Северной Двины, отправлен в Москву и милостиво принят государем. В 1555 г. он явился послом от Филиппа и Марии. Англичане получили привилегию торговать без пошлины, иметь свои подворья в русских городах: Пскове, Новгороде, Ярославе, Вологде. В 1557 г. русский посланник Осип Непея выговорил такие же права в Англии для русских купцов.
"Мы думали, что ты правительница своей земли и хочешь чести и выгоды своей стране. Ажно у тебя мимо тебя люди владеют и не токмо люди, но и мужики торговые и о наших государевых головах, и о честех, и о землях прибытка не ищут, а ищут своих торговых прибытков. А ты пребываешь в своем девическом чину, как есть пошлая девица", — хамит дочери Генриха VIII Тюдора наш царь-батюшка .
Прайор объясняет этот пассаж: "Царь был очарован Англией и искал здесь убежище, но он вышел из себя, когда Елизавета отвергла его ухаживания и предложила ему приют, только на условии, что он сам будет оплачивать свои расходы... К плетущимся вокруг него заговорам он относился как параноик и, несомненно, считал, что Елизавета находится в похожем положении".
Несчастливый исход войны с Баторием не помешал Иоанну Васильевичу искать дальнейшего союза с европейскими государями. С этой целью в августе 1582 г. был отправлен в Англию Федор Писемский. Ему поручено хлопотать о заключении тесного союза с королевой против короля польского, чтобы помогла ему снова завоевать Ливонию и вместе с тем сватать за царя племянницу королевы, Марию Гастингс, графиню Гоптингтонскую. Англичанам не хотелось ни того, ни другого, они добивались для себя лишь исключительной и беспошлинной торговли.
Русский посол должен был встретиться с 30-летней девицей Гастингс, чтобы получше ее разглядеть и составить словесный портрет избранницы своего государя, а по возможности также заказать ее портрет на доске или бумаге.
Узнав о желании Грозного взять в жены ее родственницу, королева так ответила послу: "Любя брата своего, вашего государя, я рада быть с ним в свойстве. Но я слышала, что государь ваш любит красивых девиц, а моя племянница некрасива, и государь ваш навряд ли ее полюбит... Мне стыдно списывать портрет с племянницы и послать его к царю, потому что она некрасива да и больна, лежала в оспе, лицо у нее теперь красное, ямковатое. Как она теперь есть, нельзя с нее списывать портрет, хоть давай мне богатства всего света". Пока, согласившись с доводами королевы, Писемский ждал окончательного выздоровления Гастингс, в Англии узнали, что у царя от Марии Нагой родился сын Дмитрий. Послу пришлось срочно изворачиваться и объяснять, что известие о рождении сына придумали лихие люди. Она (т. е. Мария Нагая ) не какая-нибудь царевна, а простая подданная и для племянницы Ее Величества ее можно и прогнать.
В мае 1583 г. в саду состоялось свидание русского посла и Марии Гастингс. Из его описания: "Невеста ростом высока, тонка, лицом бела, глаза у нее серые, волосы русые, нос прямой, пальцы на руках тонкие и длинные". Девушка показалась ему красивой. Для разрешения вопроса о женитьбе королева отправила в Московию посла Жерома Боуса, которому поручила сделать все возможное и невозможное, чтобы отговорить Ивана Грозного от брака с Гастингс. Посол рассказал царю, что невеста некрасива, больна, состоит в дальнем родстве с королевой и притом не хочет переменять веры. При английском дворе много красавиц, но чтобы выбрать себе по нраву, царю следует самому отправиться в гости к Елизавете.