Вадиму Сидуру – одному из величайших российских художников и скульптуров – сегодня исполнилось бы 80 лет.
Судьба Сидура-художника началась с трагедии. В возрасте 19 лет он был ранен и стал на время «человеком без лица». После нескольких лет, проведенных в госпиталях и больницах, где ему практически заново слепили лицо, он приехал в Москву, поступил в Художественное училище и стал скульптором. Потом, в своем автобиографическом романе-мифе «Памятник современному состоянию», он напишет об этом: «Бог воскресил меня, чтобы я создал скульптуру». А до этого Вадим Сидур создаст свой скульптурный автопортрет – «Раненый», голова которого – кокон из бинтов, и только щель рта открыта для крика.
Первым из скульпторов своего времени Сидур осознал, что после ужасов ХХ века говорить на языке Родена уже нельзя. Его путь к металлу, материалу, в котором он смог выразить себя до конца, в работе с которым его фантазия переплелась с необычайно жестким, точным и логическим мышлением, начинался с канализационных труб. Из старых труб, валявшихся в мастерской, он сколачивает свой «Гроб-Арт» – гроб для искусства, которое было «ДО». До войны, до Холокоста, до СССР и до него, Вадима Сидура. В простом деревянном ящике лежит железное существо с головой, оплетенной колючей проволокой, с кандалами на ногах и… играет на саксофоне.
Затем, в трудные для скульптора годы, когда его лишили возможности доставать бронзу, рабочие предложили ему попробовать алюминий. С этого момента начался новый Сидур. И его работы ещё в семидесятые годы обрели известность на Западе (среди поклонников и собирателей его творчества Г. Бёлль, М. Кундера, С. Беккет, Пабло Неруда). Сидур разработал технологию обработки алюминия, и появились его «Погибшие»: «Погибшие от любви» (Оффенбург, Германия), «Погибшие от бомб» (Вюрнбурге, Германия), «Погибшие от насилия» (Кассель, Германия), «Погибшие без погребения» (Москва). Они взывают к милосердию, нежности, любви, памяти народов.
В музеях Европы и Америки, а также в частных коллекциях многих стран экспонируются десятки скульптур, гравюр, картин этого удивительного скульптора. При жизни скульптора в СССР не состоялось ни одной его выставки.
До самой смерти Сидура созданные им образы томились в московском подвале – легендарной мастерской, куда ежедневно спускались учёные, писатели, художники и агенты КГБ. Многие считали, что у автора трагических скульптур патологический интерес к войне, насилию и жестокости. «Это не интерес, даже не долг, – отвечал Сидур, – а жизненная необходимость. Многие годы я пытаюсь освободиться от того, что переполняет меня...»
С началом перестройки работы Вадима Сидура получили «вид на жительство» в нашей стране. Его произведения были признаны национальным достоянием России. В Царском Селе установлен памятник работы Сидура «Формула Скорби», в Москве – памятник «Погибшим без погребения» (воинам-афганцам). Их гуманистический пафос не нуждается в комментариях.
Вадим Сидур скончался 26 июня 1986 года в Москве.
В 1987 году постановлением Правительства Москвы был создан Государственный музей Вадима Сидура.
В экспозиции музея, что расположен на Новогиреевской ул., 37, творчество художника представлено во всем его многообразии: трагические скульптурные работы из циклов "Памятники", "Инвалиды", "Гроб-Арт", эротические скульптуры. На сегодняшний день музей Вадима Сидура – единственный в Москве целиком посвящен советскому неофициальному искусству 1950–1980 гг., представленному творчеством одного из самых ярких его представителей. В музее проводятся поэтические вечера, концерты, фестивали верлибра, научные конференции.
С 1989 г. при музее Вадима Сидура действует литературно-музыкальный салон "Вечера в музее Сидура". Главная его цель – попытка воссоздания атмосферы художественной мастерской Вадима Сидура, которая ещё в брежневские времена была своеобразным культурным центром, притягивающим поэтов, писателей, учёных, представителей творческого андеграунда Москвы.
Немногие знают, что Вадим Сидур был оригинальным мыслителем и писателем, автором «романа-мифа», построенного на дневниковых записях, воспоминаниях, разговорах и комментариях к ним, байках о прошлом и впечатлениях от настоящего. Это «шум времени», жизнь, переплавленная в личностном и художественном опыте человека, познавшего, что такое великое страдание и великая любовь. Именно Вадим Сидур, принимавший участие в самой страшной войне ХХ столетия, испытавший на себе давление властей и сумевший сделать свою мастерскую центром собственного мифа, создал литературный «памятник современному состоянию», говорящий о времени так же внятно, как скульптуры художника.
Подготовила Екатерина Вальцифер