В канун 80-летия со дня смерти основателя СССР наш корреспондент встретился с автором последней книги об Ильиче
О Ленине издано столько, что, кажется, больше сказать нечего. Оказывается, можно. Ректор Литературного института имени М. Горького Сергей Есин написал роман "Смерть титана. Ленин". Написал необычно: в форме монологов-размышлений вождя. Есинский Ленин осмысливает собственную жизнь и логику исторических событий, которые привели его к физической смерти и к бессмертию.
— Сергей Николаевич, вы назвали книгу "Смерть титана". Титана. Не тирана. Разница в отношении существенная.
— Какой любопытный тиран. Четыре раза сидел в тюрьме. Шел по трещащему льду Финского залива. Будучи главой государства, передвигался фактически без охраны. Жил аскетом.
В древней мифологии существовала определенная градация: боги, титаны, герои. Мне показалось, что Ленин — один из тех редких титанов, которые случились в нашей истории. Титаны не умирают. Они перевоплощаются — в мифы, в легенды, в сказания.
— Но с чего вдруг вас, автора нашумевшего романа "Имитатор", потянуло на Ленина?
— Вы знаете, я шел к нему долго. На первом курсе института, как все, изучал работу "Государство и революция". Когда читал, обратил внимание на юмор в работах Ленина, на тропы сатирического осмысления действительности. Мне показалось, что это живой человек. Потом на радио впрягли в работу, которая называлась "Звуковая книга о Ленине". Я слушал бесконечные пленки — речи Ленина, рассказы о нем. Вот так из суммы накоплений, случайных озарений и родился замысел книги. А в годы перестройки Ленин оказался фигурой обиженной. Мне по-человечески захотелось его понять и объяснить.
— И вы зарылись в архивную пыль?
— Я не люблю архивов. На них надо время. Это не мое. Все черпал в открытой печати. У меня на даче этой макулатуры, наверное, килограммов 120 — брошюры, мемуары, журналы.
В Ленине я ощутил родственную душу — писательскую. Мозг его был устроен совершенно гениально. Это единственный в мире писатель, который свои химеры и фантазии претворил в реальную действительность.
— За это соратники после смерти превратили "писателя" в божество...
— Им было так нужно. Мифологизация Ленина стала инструментом государственного строительства, удержания власти, а потом еще и воспитания в любви к Отечеству. К тому же миф вписался в народные ожидания. Большевики взялись сделать сказку былью. А какие сказки без волшебников? Но при жизни Ленин ничего не сделал для собственного обожествления. Заметьте, очень крупные актеры не делают для своей славы ничего, они не думают о ней, она за ними сама ходит, а мелкие вынуждены думать, служить обстоятельствам, которые их захватили. Ленин играл без правил. А Сталин уже играл по заданным правилам.
— Ленин умирал мучительно. Говорят, такая смерть — кара Господня за земные грехи.
— Не берусь судить. Чужие страдания — такая интимная вещь, что греховно давать подобные заключения. Многие люди, сотворив при жизни добро, уходили тяжело. Это из области медицины, а не мистики.
— Если представить: Ленин воскрес и увидел, что сталось со страной, с делом, которому он посвятил жизнь. Как думаете, отреагировал бы...
— Он все-таки был политик. А политики склонны к компромиссам, блокированию даже с врагами. Истерики бы, думаю, не устроил. Но точно взялся бы за перо. Он же был, повторяю, талантливый писатель. Писатель, практик и теоретик в одном лице. Анализ современному состоянию общества он дал бы беспощадный. В этом не сомневаюсь.
Есин Сергей Николаевич, "Смерть Титана. Ленин", издательство "Астрель", М., 2002.
Владимир ВОРСОБИН
Василий УСТЮЖАНИН,
"Комсомольская правда",
20.01.2004
Источник:
KP.Ru