К 300-летия преставления Святителя Митрофана
Епископ Митрофаний таким и воспринимал государя Петра Великого. И царь, познав величие его духа, превозвышенного верою в православие, возымел глубочайшее к нему душевное уважение, и чувство это при всяком случае обнаруживал пред всеми. «Жалуя его постоянно высокою своею Царскою милостию, во всякий приезд свой в Воронеж первее всех посещал Святителя Божия и с ним уединялся в душеспасительной беседе и отходил от Богомудрого старца с новым духовным утешением и просвещением, и с вящим к нему благоволением и усердием». («Житие Святого Митрофания»).
…И вот Петр Великий приехал в Воронеж для наблюдения за постройкой кораблей к предстоящему походу на Азов.
Архиерей встретил царя с крестом. Народные толпы заняли всю площадь у собора. Но внимание народа было, по-видимому, больше сосредоточено на маленьком, худеньком, тщедушном Митрофании (1623-1703гг.). Наскоро осмотрев корабельные работы, с которыми Петр I очень торопил, чтобы с талой водой двинуться в поход, он, возвратясь во дворец, послал Павлушку Ягужинского просить к себе Митрофания для переговоров о том же кораблестроении, так как епископ не только жертвовал царю значительные суммы на постройку кораблей, но и сам соорудил, оснастил и вооружил роскошное судно лично для государя.
Когда Ягужинский явился к Митрофанию с царским приглашением, епископ тотчас же пошел ко двору. Народ, увидев любимого Святителя, который кормил бедноту не только Воронежа, но и соседних селений, обступил своего любимца, теснясь к нему под благословение.
Монарх видел из окна, как Митрофаний повернул к фасаду и к крыльцу дворца и вдруг не то с испугом, не то с гневом остановился.
Народ тоже как бы с испугом шарахнулся назад. И все вокруг замерло, будто какое-то знамение…
И Митрофаний не вошел во дворец. Он быстро, насколько позволяли ему старческие силы и слабые ноги, повернул назад. Народ стал толпиться за ним.
– Что случилось? Беги, Павел, узнай, в чем дело?
– Государь, его преосвященство сказал: «Не войду во дворец православного царя, когда вход в оный дворец оскверняют поставленные там еллинские идолы, и притом обнаженные…»
– А!.. Он осмелился ослушаться моего приказа!.. Так пойди и скажи ему: если он не явится ко мне, то как преступника царской воли его ждет смерть!
Возвратился Ягужинский бледный, растерянный.
–Что? Скоро явится ослушник?
– Вот, государь… Он сказал: приму смерть, но не оскверню сана архиерея Божия, – с дрожью в голосе отвечал Ягужинский.
– А-а! Так будет же смерть!
И вдруг здесь, как когда-то в Кремле, глухо простонал колокол. Долго, долго стоит в воздухе медленно затихающий стон меди… За ним – более отдаленный, но такой же зловещий, похоронный, доносится от другой церкви. Замер и этот в ночи. Ему отвечает откуда-то третий… Стонет и этот. Ясно, звонят по мертвому, только не по простому…
В полумраке сумерек царь видит в окно, как толпы народа, поспешно и, видимо, тревожно крестясь, стремятся к архиерейскому дому. Слышатся смутный говор, рыдания, возгласы:
– Ох, Господи! По мертвому звонят…
– На отход души…
– С чего бы это с ним? Давно ли видели его!..
– Архиерей-батюшка помирает…
– Поди умер уж.. О, господи! Где ж воля твоя?
Прибежал Ягужинский, весь дрожит, слова вымолвить не может:
– Что там? Что случилось?
– Он в гробу, государь… В крестовой…
– Кто в гробу?
– Его преосвященство, епископ Митрофаний.
– Помер? Преставился?
– Нет, государь, жив еще…
– Как, жив?! А в гробу?..
– В гробу, государь… Говорит: царь изрек мне смерть, казнь… Слово царево не мимо идет… Сейчас буду служить себе отходную, на отход души.
– Подай шляпу и палку.
Сквозь расступившуюся толпу Петр быстро вошел в крестовую и невольно остановился, полный изумления и суеверного страха. Он увидел гроб… Голова мертвеца покоится на белых сосновых стружках. Откуда-то слышатся стоны, плач… Свет от затемненных свечей и паникадил поразительно отчетливо вырисовывает мертвое лицо и сложенные на груди бледные худые руки с четками.
Вдруг мертвец открывает глаза…
– Государь! – силится приподняться в гробу и в изнеможении опять падает на опилки.
Петр быстро подходит.
– Прости меня, служитель Божий!
Он осторожно берет Митрофания за руку и помогает ему приподняться:
– Прости… Я в сердцах изрек слово непутное.. На сей раз пусть мимо идет слово царево. Я – каюсь… Благослови меня, Святитель…
Все это вспомнил Петр I в уединении и тишине ночи и – улыбнулся: «Переклюкал, переклюкал меня мудрый Митрофаний!» (По В.Далю, «переклюкать» – «пересилить», «перемочь», «настоять на своем»).
Вспомнил: дельта Невы – как дельта Нила… Александр Македонский основал свою новую столицу Александрию в дельте Нила. А я свою новую столицу водружу в дельте Невы! И будет она памятью пожеланию Митрофания Святого старца». («Энциклопедический словарь. Издание Брокгауза и Эфрона, т.XXII. СПб, 1858г.»).
Подготовил Николай Гамов
"Воронежская неделя",
№49, 03.12.03
Источник:
"Коммуна"