Неля была худенькой девчушкой с пепельными волосами и зелеными глазами. Чисто славянскую внешность нарушали только широкие скулы и чуть раскосые глаза. “Наверное какая-то прабабушка пострадала от татарского ига” – пошутил однажды врач в больнице, где Неля лечила ушибленную ногу.
Родилась и выросла Неля на Алтае, а после школы поступила в строительный техникум в Барнауле. В молодости всегда манят дальние места, поэтому, когда пришло время выбирать место для преддипломной практики, выбрала Неля с подругами самую далекую “точку” из списка, – Казахстан, город Темиртау. Как оказалось – выбрала не место- выбрала свою судьбу.
- Как вы познакомились с будущим мужем?, - спрашиваю я Нелли Александровну, сидя в уютной гостиной. Седовласая хозяйка перестает рассматривать старые фотографии и начинает рассказывать.
- Наверное, моя история – это история любви и молодости. Ведь в двадцать лет бросаешься в жизнь, не думая ни о чем. Вот ты встретила ЕГО, он самый красивый, самый умный, самый хороший. И ты готова идти с ним хоть на край света, а не только в Болгарию.
Тут Нелли Александровна улыбается и продолжает.
- А познакомились мы с ним в Темиртау, где на строительстве металлургического комбината работала бригада парней из Болгарии. Когда началась пора полевых работ, помните, в то время всех отправляли на уборку урожая, мы с ним и встретились на одном поле. Вот уж воистину, от судьбы не уйдешь. Он был смуглый черноглазый, а я, наоборот – светленькая, ну где уж нам было устоять друг перед другом!
После практики Неля вернулась в Барнаул заканчивать учебу, а Иван слал письма. Потом приехал в Бийск познакомиться с родителями невесты. И в декабре 1959 года они поженились.
У матери Неля была одна и, конечно, мать очень хотела, чтобы молодые хоть немного пожили вместе с ней. Молодому мужу разрешили еще на год остаться в СССР. Иван устроился работать в проектный институт в Барнауле, а через год у молодой интернациональной пары появился первенец – дочка. Срок пребывания Ивана в СССР подошел к концу и 20 мая 1961 года с четырехмесячной дочкой на руках Неля приехала в Болгарию.
- Сорок два года прошло, а ка будто вчера было – продолжает хозяйка, глядя на фото, где счастливый Иван, сияя черными глазами, держит на руках крохотную дочурку. – Болгария встретила меня очень гостеприимно. Вначале мы жили в маленьком городке на северо-востоке страны. Мне было всего 22 года, и я не слова не говорила по-болгарски. И только благодаря дружелюбию окружающих уже через год я владела языком в совершенстве. Мне помогали все. Вы знаете, в то время отношение в русским было прекрасное. Оно впитывалось, можно сказать, с молоком матери. Все помнили помощь русских при освобождении от турецкого ига, да и война с фашистами закончилась всего пятнадцать лет назад.
Конечно, все вокруг было незнакомое, язык, люди, обычаи. Но я знала, что я должна понять эту жизнь и принять ее. Кроме того, я должна была работать и работать хорошо, чтобы меня уважали люди. Но моя главная цель была – выучить язык. Ведь, если ты живешь в другой стране, – ты должен понимать, что говорят окружающие тебя люди, знать обычаи, весь уклад этой другой жизни. Хоть мы и славяне, и близки по духу, но мы не одинаковы. Другая кухня, другие обычаи. Если ты нуждаешься в общении, то в чужой монастырь со своим уставом не ходят. Вот вы говорили о депрессии вновь приехавших. Лучшее лекарство от такой депрессии – выучить болгарский язык и узнать болгарские обычаи. Попытаться окунуться в болгарскую жизнь, понять ее и принять. Тогда и депрессия уйдет, и друзья появятся, и общение.
- Скажите, неужели за сорок лет ни разу не ссорились с мужем?
Нелли Александровна улыбается и по-русски качает головой.
- Нет. Мы очень любили и уважали друг друга. Нас очень сближала одна профессия и еще то, что мы оба любили читать. Иногда мы даже продукты какие-то не купим, а купим книгу. У нас, конечно, есть разные интересы, но это не мешало нам. Я, например, люблю театр, музыку, оперу, а Иван нет. Но он всегда покупал мне билет, я шла на спектакль, а он в соседнем кафе ждал меня.
Мы очень любили и любим друг друга, хотя, наверное, молодым это и странно слышать. И жизнь наша пролетела как один миг. Не успели оглянуться, как выросли не только дети, но и внуки. Их у нас трое.
- А ваши дети, внуки. Ощущают ли они себя русскими?
- Трудно сказать. Наверное, нет. Все-таки они выросли здесь, в Болгарии. Но учились они в русской школе, знают русский язык. Сейчас мы с мужем живем одни. Но нам не скучно друг с другом, с нами всегда наши воспоминания, наша счастливая жизнь. А дети и внуки ходят к нам в гости.
Вот такая история жизни и любви. Кто-то скажет, что ничего особенного, кто-то задумается и сравнит со своей жизнью. А кому-то, возможно, укажет выход из проблем, возникающих при жизни в чужой стране.
Напишите и вы нам о вашей житейской истории и она тоже будет интересной, потому что это – жизнь.
Нина Алексеева,
"Русская Газета"