Главный человек русской истории. Преподобный Серафим сквозь призму времени

Есть люди, без которых история того или иного народа становится попросту невозможна, превращается в бессмыслицу. Попробуйте представить себе историю Франции без Жанны д`Арк? Причем таким главным людям совсем не обязательно совершать громкие деяния — порой им достаточно жить и своей жизнью вносить смысл в бег времени, а своей святостью освящать души людей.

Для православной России такой главный человек — преподобный Серафим. Немногих следует поставить рядом с ним и никого — над ним в значении для духовной исторической жизни нашего народа. И это при том, что внешняя биография сына курского купца донельзя бедна событиями — большая часть её прошла вокруг Саровской пустыни и в ней самой. Однако именно в старце Серафиме, в годы его подвига, жило скоровенное сердце России, то сердце, которое есть средоточие духа.

В чем смысл преподобного Серафима для нашей жизни?

Во-первых — в его учении. Именно преподобный Серафим ярко и глубоко напомнил основную истину христианства, забытую многими за внешним, наружным пониманием религии как свода правил и моральных предписаний. Цель жизни христианина — Стяжание Духа Святого. Цель жизни — богоообщение человека и обожение. И без достижения этой цели все остальные достижения вменяются за ничто перед Богом.

"- Говорили вам: ходи в церковь, молись Богу, твори заповеди Божии, твори добро — вот тебе и цель жизни христианской, - говорит преподобный Серафим в знаменитой беседе с Мотовиловым. — А некоторые даже негодовали на вас за то, что вы заняты не богоугодным любопытством, и говорили вам: высших себя не ищи. Но они не так говорили, как бы следовало. Вот я, убогий Серафим, растолкую вам теперь, в чем действительно эта цель состоит.

Молитва, пост, бдение и всякие другие дела христианские, сколько ни хороши они сами по себе, однако не в делании только их состоит цель нашей христианской жизни, хотя они и служат необходимыми средствами для достижения ее. Истинная же цель жизни нашей христианской состоит в стяжании Духа Святаго Божьего . Пост же, и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело суть средства для стяжания Святаго Духа Божьего" .

Столетиями православная Русь — и в отдельных своих людях, и как духовное, церковное целое, — жила этим сознанием своей цели. Именно за это сознание цели она и была прозвана Святой Русью. Это было не кичливое утверждение своего "духовного превосходства", а признание факта — по-настоящему церковный русский человек хотел стать святым и становился им. Когда носители иного духа хотели построить "Царство Божие на Земле", православные русские строили Русь на Небе, вселяясь и поодиночке, и целыми семьями, и целыми монастырями в селения Райские.

И преподобный Серафим был свидетелем этой Святой Руси в ту пору, когда она стала прикровенной — заменившись в государственной и общественной жизни другим, тоже христианским, но посюсторонним идеалом — идеалом империи.

Второе значение преп. Серафима — в самом факте его жизни и подвига в то самое время и в том самом месте. Могло казаться, что с Петром Великим и с преемницей его дел Екатериной духовная история Святой Руси прервалась, раздавленная "регулярным государством". Что "стяжание Духа" возможно отныне только на пути преп. Паисия Величковского, путем внешней эмиграции за южные рубежи, на земли, подвластные не христианскому царю, а турецкому султану.

Преподобный Серафим доказал, что это не так. Что величайший светильник может явиться в самой сердцевине "новой России", что и в секуляризующемся обществе жива та преемственность духа, которая открывает путь к небесной лествице. В образе преподобного Серафима Святая Русь прошла через довольно темные в духовном смысле века и восторжествовала — пусть перед концом империи, но восторжествовала, в благодатном царствовании св. Императора Николая II, восстановившего Святую Русь в её правах и сделавшего прославление преп. Серафима, наверное, кульминационным пунктом своего царствования.

Да, именно за этим царствованием последовал период смут, в котором род русский иной раз доходил до форменного обесения... Есть и странная мистика, благодаря которой именно на месте Сарова возник ядерный Арзамас-16 — атомное сердце советской цивилизации. Кому-то тут видится надругательство, кому-то напротив — заря нового... Как бы то ни было — сегодня и православие, и "атом" переживают не лучший период своей истории и порой ищут поддержки друг у друга. Не случайно ведь саровские физики, в большинстве своем, очень верующие люди. Но и внешняя, и внутренняя опоры Руси сейчас кажутся подломленными; опереться на них кажется делом трудным — не подломить бы еще больше.

И здесь мы встречаемся с третьим, наиболее сокровенным значением преподобного Серафима в русской истории. Он ведь для нас святой не только прошлого, но и грядущего. Если мы верим его пророчеству, его "Дивеевской тайне", то он еще придет перед Концом Всего, чтобы открыть в Дивееве проповедь всемирного покаяния. Это значит, что у Святой Руси, по серафимову пророчеству, есть не только прошлое, но и будущее. Мы живем в эпоху не только "после Серафима", но и в эпоху "до Серафима". Серафимом отмерена мера нашей истории.

Егор Холмогоров,
Zavet.Ru

О том же самом читайте на английской версии ПРАВДЫ.Ру: https://english.pravda.ru/science/19/95/380/10732_seraphim.html

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить