Из каждого путешествия Федор Конюхов возвращается в пустынь
В Ярославской области недалеко от Переславля-Залесского расположилось необычное селение. В течение одиннадцати лет оно создавалось руками самых разных людей — священнослужителей, мирян, ученых, деятелей искусства. Здесь есть все, что нужно человеку для полноценной жизни — духовной, интеллектуальной, трудовой. О жизни общины в этом селении и о том, как все начиналось, рассказывает наш корреспондент, недавно побывавший в Свято-Алексеевской пустыни.
Двери открыты всем
В 1991 году в селе Новом Ярославской области стали восстанавливать старинный храм князей Гагариных. Настоятелем туда назначили священника Алексия Василенко. Вот только жилья ему с семьей не предусмотрели. На какое-то время удалось снять "избушку-развалюшку", но ее хозяин довольно быстро нашел покупателя и развалюшку, несмотря на все уговоры, продал. Вот тогда-то одна из прихожанок, Евдокия, рассказала, что по соседству есть разоренный женский монастырь: "Сходим, батюшка, посмотрим. Может, подойдет?".
Говорят, до революции в этой обители было многолюдно, вокруг большого храма стояли добротные каменные дома. С тех пор многое изменилось. Подойти к монастырю оказалось непросто: вокруг кучи мусора и стена бурьяна. Да и подходить не очень-то хотелось — в таком все было состоянии. Храм наполовину разрушен, от колокольни не осталось и следа, внутри единственного кое-как сохранившегося дома шумела березовая роща. Однако других вариантов не предвиделось, и отец Алексий отправился к директору местного совхоза за разрешением на этой земле поселиться.
Буквально на следующий день выяснилось, что монастырь был построен в честь святого Алексия Человека Божия — небесного покровителя отца Алексия. "А уж когда один местный житель, — рассказывает священник, — принес чудом сохранившуюся икону Алексия Человека Божия, тут стало окончательно понятно, что я здесь не случайно". Семья начала обустраиваться на развалинах. Сразу же засадили огород, завели корову, телят, овец и кур. Жена настоятеля, филолог по образованию, никогда раньше и не думала, что ей придется доить корову. Хозяйство начало развиваться, стали приезжать знакомые и знакомые знакомых, помогать со строительством. Потянулись старики и бездомные — каждому нашлось дело по силам. Так постепенно сложилась община Свято-Алексиевской пустыни. Сегодня в ней обитает около двухсот человек. По словам настоятеля, "здесь живут и мужчины, и женщины, и белое духовенство, и монахи, и семейные, и холостые. Двери открыты всем. Мы не допускаем только людей порочных, недостойного поведения, не желающих жить по-христиански.
Это как братство в миру. Разница только в том, что обычное братство живет по домам и собирается только для общего дела, а мы еще и живем вместе".
Немец Миша
Откуда только не приезжают люди в Новоалексеевку! И из Москвы, и с Урала, и из Сибири. Слух о пустыни дошел даже до Камчатки. Случается, приезжают сюда и иностранцы...
Михель, сын западногерманского бизнесмена, был парнем беспокойным. То с бандитами свяжется, то на наркотики сядет. Чуть до судимости дело не дошло. А в начале 90-х отправился в Россию с партией гуманитарной помощи. Исколесил всю Ярославскую область и в один прекрасный день оказался в пустыни. Больше он никуда уезжать не захотел. Выучил русский, принял православие, построил дом, женился, детей растит и требует, чтобы называли его Мишей. По профессии он мясник, а по немецким понятиям, тот, кто не только тесаком орудует, но и за скотиной ухаживает. В Новоалексеевке он главный скотник. У себя в избе Миша оборудовал два больших аквариума, собирается разводить рыбок. Раньше у него жили лягушки, да всех отпустил: жалко стало.
Скотный двор и музеи
Зарплаты здесь никто не получает. Все трудятся для самих себя — сеют, пашут, строят дома, реставрируют храм. Трудолюбивым насельникам есть где развернуться: в собственности общины 380 гектаров земли. Со временем удалось обзавестись тракторами, грузовиками, автобусами, легковыми машинами и даже зерновым комбайном. Построены авторемонтная, столярная и швейная мастерские, зерносушильный комплекс, зерновой амбар с мельницей, склад горюче-смазочных материалов, пилорама и овощехранилища. По углам территории из будок выглядывают лохматые кавказские овчарки. К своим они относятся спокойно, но чужого встречают неприветливо.
Крошечный коровник постепенно превратился в огромный скотный двор с овцами, козами, лошадьми, свиньями и сотней коров, из которых 32 дойные. Благодаря совместным усилиям Малины, Клюквы, Клубники и их крупнорогатых подружек возникла острая потребность в реализации молока. Самой общине столько не выпить, а на рынок торговать не пойдешь — с одной стороны, непомерные налоги, с другой — рыночная мафия. Помог местный молокозавод, откуда в обмен на молоко поставляют готовые молочные продукты.
Однако уникальность Свято-Алексиевской пустыни отнюдь не в хозяйстве, хотя и оно вызывает удивление и восхищение. Какому случайному гостю может прийти в голову, что посреди пастбищ, нив, сельхозтехники и деревянных домиков в самом сердце обители разместились... музеи. Самые настоящие музеи, коллекциям которых позавидовало бы любое государственное собрание. В отдельных залах по всем правилам оборудованы палеонтологический, зоологический, минералогический и литературный музеи, а также историко-археологический музей с отдельным нумизматическим кабинетом, музей народного декоративно-прикладного искусства и ремесел с огромной коллекцией прялок и домашней утвари, художественный музей с подлинниками картин великих русских художников.
Кроме этого в обители есть ботанический сад, научный архив и фундаментальная библиотека, в которой более 70 тысяч томов. В вестибюле главного корпуса недавно открылся музей церковной истории. Здесь и сувениры, сделанные на Святой земле в XIX веке, и древнее рукописное Евангелие, и антиминсы из разоренных большевиками храмов. А хранящаяся в музее рукопись священника, пострадавшего во время гонений на Церковь, возможно, когда-нибудь будет опубликована.
Конечно, без помощи попечителей всего этого великолепия появиться не могло. Один из них — всемирно известный путешественник Федор Конюхов. Он помогает и в организации музеев, и в обустройстве гимназического клуба путешественников, а в подаренной отцом Алексием и переделанной под дом небольшой баньке собирается жить в перерывах между путешествиями. В Новоалексеевку он наведывается часто — отдохнуть, помолиться, помочь насельникам в строительстве. Несмотря на помощь, средств общине не хватает. Маленькая домовая церковь уже не может вместить всех насельников, а реставрацию большого храма завершить пока не удается.
Гимназические будни
В настоятельском корпусе — восстановленном здании бывшей монастырской школы — живет не только настоятель. Первые два этажа занимают несколько семей. На третий этаж ведет почти отвесная узкая лестница. По ней отец Алексий, человек уже немолодой, несколько раз в день поднимается к себе. Его кабинет, заставленный самодельными книжными полками, со временем превратился в настоящий лабиринт. Неожиданно из-за угла возникает то письменный стол с оргтехникой, то небольшой диван для гостей.
В 1996 году при пустыни открылась Православная классическая гимназия. Первыми ее учениками стали воспитанники одного из московских детских домов, которых привезли в Новоалексеевку на летние каникулы. В конце лета дети наотрез отказались возвращаться в Москву, да и взрослые обитатели пустыни уже не могли с ними расстаться. Сейчас в гимназии учатся не только детдомовцы, но и ребята из вполне благополучных семей, чьи родители хотят дать своим чадам полноценное образование и воспитание.
В 1999 г. на пожертвованные деньги удалось построить четырехэтажное деревянное здание гимназии, рассчитанное на 150 учеников. Для каждого из семнадцати профильных школьных предметов оборудовали отдельный кабинет. Здесь же расположились музыкальный салон, иконописный класс, мастерская рукоделий, медкабинет, музеи, домовый храм. Пожарная охрана отказалась принимать здание, мотивируя это тем, что для деревянной постройки четыре этажа слишком много. И поэтому гимназия имеет аккредитацию, предоставляющую право образовательной деятельности, но до сих пор не получила лицензию на выдачу аттестатов зрелости и проведения экзаменов. Все экзамены ученикам приходится сдавать в другой гимназии в присутствии представителей департамента по образованию. Преподавателей пустыни это не смущает. На экзаменах прошлого года никто из гимназистов не получил ни одной тройки. За исключением четырех "четверок" все было сдано на "отлично". Четыре выпускницы поступили на классическое отделение филологического факультета Свято-Тихоновского богословского института. А одна из учениц, например, приехала в пустынь в конце учебного года. Ее знания по некоторым предметам даже нельзя было назвать неполными — они отсутствовали вовсе. Двух месяцев в гимназии ей оказалось достаточно, чтобы превратиться в отличницу.
Два брата — Толик и Степа — любимцы всей пустыни. Их привезли из интерната длянеполноценных детей. В медицинской карте у Степы стоит диагноз "олигофрения". Точнее, стоял, так как уже на второй год ВТЭК не обнаружила у него признаков заболевания.
Учатся здесь и дети насельников общины. Сын настоятеля оказался самым старшим, поэтому его класс состоит из него одного. Как шутят в пустыни, 11-й "а" все всегда делает в полном составе. Впрочем, и остальные классы в гимназии очень небольшие, что дает возможность заниматься с каждым учеником индивидуально. Обучать всех по одной программе невозможно — подготовка и способности у всех разные, поэтому с 1998 года преподавание ведется по нескольким профилям. Наиболее одаренные дети, их около 20%, учатся по системе классической гимназии, в которой углубленно преподаются гуманитарные дисциплины, в том числе латынь, древнегреческий, несколько современных языков, причем преподавание английского ведется по кембриджским и оксфордским учебникам. Другая группа учится по системе гимназии с естественно-научным уклоном. Есть у гимназии также реальное, или, выражаясь современным языком, профессионально-техническое направление. Это классы автодела, механизации сельского хозяйства, основ агрономии и зоотехники. В будущем планируется открыть курсы сестер милосердия.
Помимо общеобразовательной и музыкальной школ действует система живописных и иконописных занятий.
Самые бойкие и энергичные дети составляют основу кадетского класса, который со временем должен преобразоваться в самостоятельный кадетский корпус. За короткое время бывшие нарушители спокойствия превратились в главных защитников порядка. Созданы в гимназии и вспомогательные группы для детей с педагогической запущенностью и с умственным отставанием.
"Уровень у нас высокий, — говорит отец Алексий. — Конечно, есть немало очень хороших школ, есть и лучше нашей, но все это школы светские. Церковных школ такого уровня сейчас, к сожалению, нет. Самое главное достоинство нашей гимназии в том, что она не придумана. Цели педагога нельзя просто так сочинить. Работа с детьми должна прежде всего исходить из свойств души. Все эти "английский язык за три дня" или "за неделю научим думать по-древнекитайски" - это придуманные методы и придуманные цели. Такие эксперименты кончаются пшиком". Вторым достоинством гимназии настоятель считает отношение к труду, которому здесь уделяется едва ли не больше внимания, чем учебному процессу: "Трагичное, губительное свойство современной жизни в том, что детей не приучают к труду. Это средство приведения души в состояние мира с Богом. И поэтому ребенок, лишенный труда, лишается смысла жизни. Есть очень важный принцип педагогики, известный с давних времен: у ребенка не должно оставаться времени на безделье. Мы составили расписание таким образом, чтобы дети все время были заняты чем-то разумным и полезным".
Действительно, дневной распорядок гимназистов у человека неподготовленного вызывает легкое изумление. День начинается в 6.30. Полтора часа отведены на утреннюю молитву, зарядку и первый (холодный) завтрак. Через два урока горячий завтрак и еще пять уроков. Пяти минут между концом занятий и обедом едва хватает на то, чтобы добежать до трапезной. Во время обеда один из преподавателей вслух читает отрывок из Писания, поэтому все едят в абсолютном молчании.
После обеда тихий час, обязательный для всех. Те, кто не спит, могут почитать, но этой возможностью редко кто пользуется: дневная нагрузка слишком велика, чтобы отказываться от послеобеденного сна. Затем кружки, занятия физкультурой или верховой ездой, а от полдника до ужина и от ужина до вечерней молитвы уроки. Уроки после ужина называются самоподготовкой. Проходят они в классе в присутствии учителя, который помогает приготовить домашнее задание. После вечерней молитвы детям дается час личного времени, за который они могут сходить в библиотеку или посмотреть видео. От телевидения в пустыни отказались, но в распоряжении учеников есть две тысячи видеокассет с лучшими художественными, музыкальными, научными и просветительскими фильмами. Отбой дается в одиннадцать вечера.
Заповеди профессора Зелинского
Изречение профессора Зелинского, украшающее одну из стен учебного корпуса, вполне можно считать девизом гимназии: "Ради Бога, не требуйте и не вводите легкой школы; легкая школа — это социальное преступление". Даже в самых лучших школах преподаватели сталкиваются с тем, что за каникулы ученики успевают начисто растерять все полученные знания. В Свято-Алексиевской гимназии эта проблема решена. Дети живут в пустыни круглый год, а на каникулах к ним приезжают родители. Только в самых экстремальных ситуациях ученикам разрешается покидать обитель. Хотя их жизнь вряд ли можно назвать бедной впечатлениями.
Гимназия регулярно устраивает самые разнообразные археологические, ботанические, палеонтологические, зоологические экспедиции то на Черное море, то на Дальний восток, то на Кольский полуостров. Всех сразу вывезти невозможно, и, чтобы попасть в экспедицию, необходимо принять участие в конкурсе рефератов. Два раза в год старшеклассники отправляются в двухнедельные походы, чаще всего водные. В марте этого года кадеты две недели были юнгами на крейсере Черноморского флота. И еще одна особенность, о которой любит говорить отец Алексий: "Наша школа — школа образца. В том смысле, что детей надо воспитывать не на абстракции, не "на пальцах", а на подлинных вещах. На оригиналах произведений искусств, живописи, архитектуры. Для того и затеяли мы все эти музеи. Для того и устраиваем встречи с выдающимися людьми — учеными, музыкантами, художниками, путешественниками. Для того и вывозим ребят в московские, ярославские, санкт-петербургские театры и музеи".
Самая большая аудитория, где читаются общие лекции, демонстрируются слайды и видеофильмы, носит имя А.А. Ляпунова (1911-1973) — родоначальника отечественной кибернетики, члена-корреспондента Академии наук СССР, педагога и просветителя, фронтовика. Этот выбор не случаен. Пожалуй, трудно представить себе человека, в большей степени олицетворяющего дух Свято-Алексиевской гимназии. Аудитория имени А.А. Ляпунова — тоже своего рода музей. Здесь собраны газетные вырезки, фотографии ученого, его личные вещи, в том числе кресло и грифельная доска из его кабинета. После смерти Ляпунова его уникальная библиотека распылилась, но дочери Алексея Андреевича все же удалось сохранить некоторые книги, а впоследствии передать их Свято-Алексиевской пустыни.
Сам настоятель когда-то учился в математической школе новосибирского Академгородка. Там же, в Новосибирске, окончил физмат. Потом уже в Санкт-Петербурге окончил исторический факультет и отправился на реставрацию северного зодчества. И хотя отец Алексий считает, что как физик он ничего важного не сделал, два высших светских образования очень помогают ему в его наставнической деятельности: "Любая настоящая наука свидетельствует о Боге. Великий смысл истории в том, чтобы видеть на опыте прошлых поколений, что происходило с теми народами, которые жили по заповедям Божиим, и с теми, которые их забывали. Промысел Божий — главный смысл истории. А любая точная наука, в особенности физика, — это же вообще чистой воды апология бытия Божия".
...Воздух над пустынью такой чистоты, что в ясные ночи звезды видны лучше, чем в московском планетарии. Насельникам этого, похоже, недостаточно. Они собираются строить обсерваторию.
Сергей Шабуцкий,
"НГ-Религии", №1, 2003