Заметки о русской школе
Существует ли русская школа? — могут задать вопрос. Ведь была школа советская, проникнутая атеистическим духом, наконец, есть стремление создать школу западного образца, а русская школа — это что-то аморфное, могут указать на бурсу и так далее. Я же определенно говорю: есть русская школа, и даже никакой другой не существует хотя бы у нас в России.
От такого утверждения могут даже вскрикнуть, я продолжаю:
— Русская школа — это школа будущего. Не будущая, а будущего. Русская школа — это православная школа, и только.
Тут мне могут, слегка вздохнув, сказать:
— Ну раз православная, то и католическая есть школа.
Я еще раз утверждаю: есть русская школа, православная, и другой даже не может быть.
Что такое школа, — видимо, скажут мне, — что вы имеете в виду?
Вот тут я должен объясниться. Я имею в виду не то, что просто дает знание, а то, что воспитывает. Русская школа воспитывает, и она воспитала православного человека, отзывчивого, с широкой натурой, сострадательно-снисходительного, нравственного. У меня, естественно, могут спросить: где вы увидели такого человека? Не враждебного ли всему доброму, безжалостного, безнравственного мы видим сейчас.
Да, видим, соглашусь я, но у нас существует пословица: не верь своим глазам. То, что мы видим, — это совершенно не русское, это западное, это нашествие западного. Порнография, растление, сатанизм, в основу поставлен бизнес, богатство, это оттуда, мы не хотим этого. С таким понятием выходят только безграмотные и безнравственные, с какой бы эрудицией научной они ни были.
Православная школа воспитывает так, что бывшие в советской атеистической школе не утрачивают свой православный облик. Возьмите хотя бы коммунистов, если снять с них налет материалистически-атеистический, то это православные люди, и по сравнению с западными они отличаются знанием жизни (я не оговорился) и нравственными, не просто моральными, устоями. Вот что такое русская школа.
Теперь, почему она школа будущего? Потому что настоящим жить нельзя, а в прошлом она себя не реализовала, как следует, в силу господства атеизма, и поэтому только в будущем она покажет, что она значит и почему другой школы нет. Я не хочу этим самым бросить тень на других людей. Да, на Западе, среди католиков, протестантов есть люди из русской школы, и они также отличаются добротой. Не случайно ведь француз писатель Мариак говорил: если я вижу свет, то только из России.
Я не буду ввязываться в политику и говорить о том вреде, который приносит гуманитарная помощь. Эта помощь не христианская, потому что без Бога, не имеет жалости к людям, только имеет в виду свою выгоду. Я хочу обратиться к русским людям: не будьте падки на всякий соблазн западной школы, это не школа, просто если прямо сказать, сатанинское знание. Поэтому получившие образование там не понимают, что человек — это то, что надо щадить, даже когда он теряет человеческий образ, надо носить немощи слабых.
В наше переходное время как раз и надо утверждать русскую школу, основанную на православии.
Да, школа, если она и общечеловеческая, может быть только национальной, патриотической, ибо если кто не печется о своих, хуже неверного, из этого нужно исходить. Сразу обнять всех — это мечтательность, сумей полюбить ближнего — полюбишь и всех, а сразу любовь ко всем не что иное, как эгоизм. Поэтому наша школа русская, по Достоевскому, значит православная. Отсюда и надо исходить. Школа должна воспитывать граждан в любви к Родине, в патриотизме, одновременно это и в любви друг к другу, в нравственной устойчивости, не просто говорить о морали.
Это одна половина дела, вторая — без веры в Царство Небесное, без веры в Бога, это будет одна фикция. Что мы и видим на современном этапе.
Но говоря, что это этап, я вижу, что в сущности своей русский человек — сложившийся образ и он отличается от всех других своей отчетливостью, неповторимостью, христианством, живущим только жизнью иной, в какие бы тупики жизнь его ни загоняла.
Конечно, увидеть этот образ нужно, прежде всего вырвав бревно из своего глаза, нужно верить. А не веришь — увидишь одно безобразие, но это не из русской школы.
Самый лучший педагог в этой школе, Ушаков, его и нужно брать за основу.
Священник Дмитрий Дудко
(род.1922)