Модерн Федора Шехтеля: Ярославский, Казанский, Художественный…

Федор (Франц- Альберт) Шехтель родился 7 августа (по старому стилю – 26 июля) 1859 года в Петербурге, в семье обрусевшего немецкого инженера-технолога. Мать будущего знаменитого художника и архитектора приходилась его отцу кузиной и происходила из семьи петербургских купцов Жегиных.

Когда Феде было шесть лет, из города на Неве семья перебралась в Саратов – уж больно суров был петербургский климат. В Саратове семью встретил дядя будущего зодчего, купец 1-й гильдии Франц Осипович Шехтель, который был в провинциальном городе настоящей знаменитостью.

Обладая архитектурным талантом, он по собственному проекту возвел в загородном саду деревянный летний театр с партером и ложами, от которого, кстати, ведет свою историю современное здание Саратовского академического театра драмы.

Именно дядя и привил Федору тягу к красоте форм и пропорций и преподал основы эстетики. Осенью 1871 года Фёдор Шехтель был зачислен сразу во второй класс первой мужской гимназии - единственного в Саратове учебного заведения, дававшего среднее образование.

Учился он посредственно, приличные баллы получал лишь по чистописанию, да ещё по рисованию и черчению. В августе 1873 года Фёдор стал одним из 43 "казеннокоштных" (содержащихся на иждивении правительства) воспитанников саратовской Тираспольской римско-католической семинарии.

Окончив ее, в 1875 году приехал в Москву и поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества. А через три года был отчислен с формулировкой "за плохую посещаемость". Так началась вольная жизнь художника-недоучки.

Читайте также: Кто заказывал такси от Ярославского вокзала до Казанского?

В 1880-е годы Шехтель занимался книжно-журнальной графикой, разработкой проектов афиш и даже ресторанных меню. Активно рисовал для юмористических журналов "Сверчок" и "Будильник" и даже вместе со своим другом Николаем Чеховым – родным братом Антона Чехова - писал иконы и эскизы церковных росписей.

Вскоре познакомился с Михаилом Лентовским – знаменитым антрепренёром и декоратором. Благодаря ему недоучившийся студент стал профессиональным театральным художником и получил первую широкую известность. Ему поступали заказы даже из московского Большого театра. Но интересна ему была и архитектура.

В 1894 году Федор Шехтель успешно сдал экзамен на право производства строительных работ и начал карьеру архитектора-строителя.

К концу XIX века по его проектам в Москве было построено уже немало зданий, преимущественно дач и особняков. Лейтмотивом образных концепций Шехтеля было чаще всего средневековое, романо-готическое или древнерусское зодчество.

Особняк Морозовой на Спиридоновке, особняк Кузнецова на Мясницкой улице, собственный дом в Ермолаевском переулке – вот лишь малая часть работ мастера, демонстрирующие отменный вкус Шехтеля и тонкое владение им готикой и русским стилем.

А переход к модерну произошёл благодаря проект Ярославского вокзала (1902 год), который очень выделялся на фоне строений того времени.

Это сооружение относится к одним из лучших, построенных Шехтелем в Москве. В композиции вокзала тема башен подчиняет себе все остальное, а уравновешенность асимметричной композиции придает ему подвижность, трепетность, как будто перед нами не застывшая конструкция, а живой организм.

Ансамбль Ярославского вокзала прост и легок, хорошо запоминается, но при этом кажется неисчерпаемым в своем многообразии. Стержнем композиции является башня входа.

Именно с Ярославского вокзала, ставшего поистине событием в отечественной архитектуре, а также от его двойников – созданных Шехтелем павильонов Международной выставки в Глазго, начинается жизнь одного из важнейших направлений модерна, известного под названием "неорусский стиль".

Очень сходен по эстетике с Ярославским вокзалом и Казанский, также созданный по проекту Шехтеля.

Еще до окончания строительства вокзалов заслуги зодчего не остались без признания. За вклад в отечественную архитектуру и блестящие проекты грядущих сооружений в 1901 году Фёдор Осипович был удостоен звания академика Санкт-Петербургской Академии художеств.

Читайте также: Ленинградский вокзал остался Ленинградским

Впоследствии каждое новое крупное произведение Шехтеля становится настоящим открытием. Зодчий перестроил Художественный театр - и он обрёл свой "фирменный" дизайн, возвел здание банка "Товарищества мануфактур" Рябушинского на Биржевой площади.

Модерн Федора Шехтеля: Ярославский, Казанский, Художественный…
Модерн Федора Шехтеля: Ярославский, Казанский, Художественный…

Типография Рябушинского "Утро России" в Большом Путинковском переулке, здание нынешнего кинотеатра «Художественный» на Арбатской площади – все они обессмертили имя Федора Шехтеля.

Данью памяти брату своего друга – писателю Антону Чехову - стали выстроенные по проекту зодчего библиотека и музей в Таганроге, на родине писателя.

Сразу после Октябрьской революции 1917 года гениальный архитектор был избран председателем Архитектурно-технического совета Главного комитета государственных сооружений, а также являлся председателем целого ряда конкурсных жюри. Работал он и как педагог, читал лекции в Строгановском художественно-промышленном училище.

В 1918 году собственный особняк архитектора по адресу Большая Садовая, д. 4, был национализирован. Скромным пристанищем Шехтеля стала квартира дочери на Малой Дмитровке… Умер зодчий 7 июля 1926 года, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Как отмечают искусствоведы, именно Шехтель стал одним из создателей нового, необычного языка архитектуры, известного под названием "модерн". Спустя век, любуясь красотами Ярославского или Казанского вокзала столицы, мы как нельзя лучше понимаем это.

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Автор Светлана Скаредова
Светлана Скаредова - журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить