Экзюпери – тот самый писатель, кто подарил читателям патриотические повести о французском Сопротивлении, книгу "Планета людей", удостоенную множества наград и, конечно, необычайный мир Маленького принца, знакомый нам с детства.
Будущий талантливый репортер, писатель и пилот появился на свет во французском Лионе, в семье, принадлежащей к старинному дворянскому роду. В четыре года Антуан остался без отца, его воспитывала мать.
После школы иезуитов она отдала юношу на факультет архитектуры парижской Школы изящных искусств. Однако молодому человеку не суждено было проектировать здания – он грезил небом.
Записавшись добровольцем в военно-воздушные силы, Экзюпери выучился на летчика и стал пилотом гражданской авиации – в основном, на почтовых линиях. В те годы он и написал свой первый рассказ с простым автобиографичным названием: "Летчик".
Увлекающийся пилот мечтал увидеть мир и потому охотно работал в Южной Америке, в Африке и даже делал карьеру летчика-испытателя… но, с началом тревожных событий в Европе Экзюпери поспешил туда. Устроившись в 1937 году в Испании газетным репортером, Антуан в своих статьях и очерках клеймил фашизм.
Как только выпал шанс, уже в качестве военного летчика вступил в борьбу с захватчиками. Удача сопутствовала Экзюпери: за несколько боевых вылетов он был представлен к награде "Военный крест", продолжая при этом заниматься литературой.
С началом гитлеровского вторжения во Францию писатель переселился в США, где и создал свою самую знаменитую книгу "Маленький принц" (1942). Однако, повинуясь чувству долгу, Экзюпери вернулся в ряды ВВС Франции и принял участие в кампании в Северной Африке.
…44-летний пилот был в кабине самолета "Локхид" P-38 "Лайтнинг" один. Он должен был сделать аэрофотосъемку Альп между Греноблем и Лионом. Неожиданно борт исчез с радаров в районе Сент-Рафаэля, небольшого городка на Лазурном берегу.
Закончилось это так, как должно было закончиться: во французских авиационных частях зачитали приказ о подвиге и награждении бесследно исчезнувшего майора де Сент-Экзюпери.
Читайте также: Замок, где провел детство Сент-Экзюпери, выкупили за миллион евро
31 июля 1944 года он вылетел с аэродрома Борго на острове Корсика и взял курс на Прованс – так начался разведывательный полёт, который стал для Экзюпери последним…
В произошедших тогда событиях до сих пор пытаются разобраться биографы Экзюпери, военные историки и подводные археологи. Более 50 лет о судьбе автора "Маленького принца" было абсолютно ничего не известно.
Завеса над тайной гибели знаменитого писателя была приоткрыта лишь в 1998 году. И то благодаря удивительному случаю. Французский рыбак Жан-Клод Бьянко, вытянув свои сети из моря близ Марселя, обнаружил среди водорослей блеснувшую на солнце вещицу – серебряный браслет.
Сначала он чуть было не выбросил свою находку обратно в воду. "Это было 7 сентября 1998 года, – вспоминает он. – Мы были в море на "Горизонте". Это мой корабль, он довольно большой. Где-то ближе к полудню мы вытащили трал с рыбой. Матросы из моей команды стали его разбирать….
Мы начали копаться в водорослях. И выудили оттуда цепочку-браслет. Он был очень грязный, весь в тине, но сквозь грязь было видно, что на металлической пластинке что-то написано. Там было следующее: "Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y.City — USA)".
Слово "Консуэло" на браслете оказалось именем жены Экзюпери, а адресом значились координаты нью-йоркского издателя "Маленького принца". Уникальный браслет французский рыбак сохранил, но долгое время никак не мог понять: как он оказался в море недалеко от Марселя?
Читайте также: Останки самолета Сент-Экзюпери переданы в музей Ле-Бурже
Вторая половина разгадки связана с именем профессионального дайвера Люка Ванреля, который обнаружил на дне в том районе обломки некоего самолета, причем не сбитого немецкого, а американского.
Французский водолаз знал о таинственном исчезновении Экзюпери и предположил, что эта машина могла принадлежать пропавшему без вести писателю. Находка же рыбака лишь подтвердила его догадку.
Обломки "Локхида" P-38, оборудованного для фотосъемки, покоятся на 70-метровой глубине, причем фрагменты фюзеляжа рассеяны на полосе длиной в километр и шириной в 400 метров.
Французское правительство почти сразу же запретило любые подводные работы в этом районе. И лишь осенью 2003 года специалисты подняли фрагменты самолета, в том числе кусок кабины, на котором сохранился серийный номер машины: 2734-L.
Изучив архивные данные, эксперты сразу же подтвердили: да, это фрагмент именно самолета Экзюпери. После осмотра остальных деталей машины, ученые согласились в том, что на них нет и следа от пуль или снарядов, – следовательно, борт не был сбит.
Путем расчетов было установлено, что самолет Экзюпери вошел в воду вертикально, на большой скорости, и в этот момент произошел взрыв. Тело пилота найдено не было. Единственная вещь Экзюпери, уцелевшая в той катастрофе, – это его серебряный браслет.
История трагедии получила продолжение в марте 2008 года. Некий 88-летний немецкий ветеран люфтваффе Хорст Рипперт признался, что это он сбил самолет Экзюпери. Верить таким свидетельствам или нет?
Как знать – точно известно лишь то, что многие очень часто хотят даже таким образом прикоснуться к великому…
Экзюпери в непростое для нравственности время нашел достойный ответ людской жестокости. "Мы в ответе за тех, кого приручили". Писатель приручил миллионы читателей. И, растопив лед человеческих сердец, приручит еще столько же.