"Несу родину в душе", – писал Василий Шукшин. Ему не нужно было говорить какие-то громкие слова о любви к местам, откуда пришел. Ею дышат его фильмы и проза. Принято считать, что великих людей на родине любят и почитают.
Однако сростинцам понадобилось время, чтобы полюбить Шукшина, и на то у них были свои причины. К его творчеству земляки относились с интересом, на фильмы ходили всем селом. А вот любовь пришла с годами.
Сегодня Сростки невозможно представить без дома-музея матери Шукшина, Всероссийского мемориального музея-заповедника его имени, памятника Василию Макаровичу на горе Пикет и знаменитого сельского базарчика, встречающего гостей румяными пирогами, лесной земляникой и черникой, топленым молоком, янтарным медом и сувенирами.
С него-то и начинается знакомство туристов со Сростками, а уж потом музеи… На этом базарчике трудится чуть ли не добрая половина сростинцев.
"При жизни к Шукшину в Сростках относились несколько настороженно, – рассказала "Правде.Ру" директор Всероссийского музея-заповедника им. В.М. Шукшина Лидия Чуднова. – Хотя, безусловно, уважали. Отчасти это можно объяснить тем, что с детства за ним тянулся шлейф "врага народа".
Отца Шукшина, Макара Леонтьевича, расстреляли в 1933 году. Отчасти, наверное, и потому, что в своих рассказах он любил изображать односельчан – и многие узнавали себя. Кто-то относился с юмором, а кто-то и обижался… Иногда совпадали имена, фамилии, даже занятия.
Как-то Шукшин сказал соседу, который колол дрова рядом со своим домом, что хочет написать о нем рассказ, и даже дал ему почитать первую страницу. Тот сразу чуть ли не за топор схватился – нечего, дескать, меня напоказ всему свету выставлять!
Такое отношение кажется странным только на первый взгляд. Объясняется оно просто: сельскому жителю присуща скромность, он публичности не любит. А вот уважали Шукшина, потому что недолгое время он был учителем в школе, даже директорствовал".
Читайте также: Более 30 писателей претендуют на премию Василия Шукшина
Теперь в этой школе музей Шукшина. Здесь все дышит атмосферой, в которой он вырос. Старые парты, карты, ручки, указки, учебники. Здесь познакомился он со своей первой женой Марией Шумской, которая тоже преподавала в этой школе.
Познакомился - и вскоре женился. А когда уехал учиться в Москву, к жене уже не вернулся. Даже чтобы развестись. Объяснения этому поступку до сих пор нет, но Мария Ивановна призналась "Правде.Ру", что обиды на первого мужа она не держит.
Давным-давно Шумская передала несколько писем Василия Макаровича, адресованных ей, в музей. По ее просьбе они хранятся в закрытом фонде, обнародовать их сотрудники музея смогут только после ее смерти.
Сейчас Мария Ивановна живет в селе Майма, всю жизнь она проработала преподавателем иностранного языка, несколько раз была замужем. "Что касается Васи, у меня есть две мечты – побывать в Барнауле, у его памятника, – говорит она, – и в Москве, на его могиле…"
От школы, то есть Всероссийского музея-заповедника имени Шукшина, рукой подать до дома матери Василия Макаровича под горой Пикет, в котором она жила до последних своих дней. Этот дом сын купил ей на гонорар за роман "Любавины".
"Шукшин относился к матери Марии Сергеевне трогательно, нежно, очень уважительно, – рассказывает Чуднова. – Хотя на чувства скупы были оба, не обнимались, не целовались на виду у всех, о главном и серьезном разговаривали наедине.
По всем жизненно важным вопросам Василий Макарович обязательно советовался с ней. Снял ее в "Калине красной" – навсегда увековечил любимую мать".
Мария Сергеевна не смогла приехать на похороны сына. Не верилось ей, что Васи уже нет. Не нашла она сил и потом съездить на могилку. Но одна из почитательниц Василия Макаровича начала ей писать и подробно рассказывала, какие цветы сажает, как склоняется к памятнику калина, такая же красная, как в фильме и материнском саду.
Читайте также: На Алтае начался Год Шукшина
Возле дома, в маленьком садике, стоит небольшой памятник Шукшину - рядом с воспетой им калиной. Мать пережила сына, которму отмеряно было всего 45 лет. От ее дома – путь на Пикет. Пока поднимаешься – словно очищаешься от всего наносного, ненастоящего…
С 1976 года на Пикете в честь Василия Макаровича проводятся чтения, на которые приезжают известные писатели, режиссеры, актеры. Съезжаются сюда и барды, разбивают палаточный городок и поют песни –
С Пикета, любимого места актера и писателя, открывается потрясающий вид. Под горой, словно на ладони, раскинулось село, окаймленное речкой Катунью, а дальше – луга, пашни, рощи… И такое приволье, что дух захватывает! Плечи расправляются, ум яснеет, а по сердцу растекается щемящее тепло – тепло любви к просторам Родины…
На Пикете расположился памятник Шукшину работы Вячеслава Клыкова. Его установили пять лет назад. Шукшин не был из тех знаменитых, которые от села отрываются сразу и безвозвратно, на родину приезжают только через много лет. Он бывал в родных Сростках очень часто. Переживал, когда долго не мог вырваться из-за съемок.
Нужны ему были земляки, потому что они подпитывали его творчество рассказами, разговорами, острыми словечками, житейскими ситуациями. Где еще ему было брать сюжеты для своих фильмов и рассказов? Конечно, на родине, в Сростках, потому что ничего роднее у него не было.
На творчество жизнь отвела ему всего ничего – 15 лет. Чтобы за такой короткий срок войти в историю кинематографа замечательным актером и режиссером, в литературу народным писателем, нужно было, наверное, немало сил, и нравственных, и физических.
Можно сказать, что Шукшин горел в творчестве и сгорел безвременно. Как родившийся с ним в один день Владимир Высоцкий.