Легендарная подлодка продолжит службу в новом качестве

Советским подводникам, экипажу легендарной субмарины К-3 «Ленинский комсомол» первыми в мире удалось прорваться к северному полюсу. Почему же было так важно это сделать?

В годы «холодной войны» ядерное «соревнование» между СССР и США было суровой реальностью. Война могла начаться из-за провокации, стать следствием непримиримых разногласий между политиками. Карибский кризис это наглядно показал, а потому Советам было крайне важно иметь возможность атаковать территорию противника с наиболее близких позиций.

Такими стартовыми площадками для ракет могли стать подводные ракетоносцы, атомные субмарины. Траектория же полета ракет проходила над Северным полюсом и, значит, старт с полюса был важен для обезоруживающего удара по врагу.

Первой советской атомной подводной лодкой стала К-3 «Ленинский комсомол». Свое название она унаследовала от одноименной дизельной подлодки «М-106» Северного флота, погибшей в 1943 году в одном из боевых походов. К-3 заложили на заводе «Севмаш» в Северодвинске 24 сентября 1954 году. Спустили на воду в 1957 – доселе невиданные темпы строительства.

Это был первый советский атомоход, рождавшийся под покровом строжайшей секретности. Разработанная сталь позволяла лодке погружаться на немыслимую для того времени глубину - 300 метров. Реакторы изготовили в Горьком, в Обнинске на специальном стенде стажировался экипаж. Всего 350 предприятий и организаций «по кирпичикам» соорудили чудо-корабль.

Флаг ВМФ на К-3 подняли 1 июля 1958 года, а 12 марта 1959 года субмарина вошла в состав 206-й отдельной бригады подводных лодок с базированием в Северодвинске. В 1961 году началась ее боевая служба в Атлантическом океане, а 11 июля 1962 года атомоход к Северному полюсу.

Руководил знаменитым 10-дневным походом контр-адмирал Александр Петелин, командовал подлодкой капитан 2-го ранга Лев Жильцов. Экипаж К-3 был первым советским экипажем подводников-атомников, так что ему многое приходилось делать впервые в истории отечественного флота.

Читайте также: Списанные атомные субмарины ТОФ везут на утилизацию на особом судне

Так, до начала похода у моряков не было достаточной информации о толщине новых льдов, о величинах осадок айсбергов, о статистике полыней, разводов, водных каналах во льдах, пригодных для всплытия, о распространении звука подо льдами, о мерах безопасности при аварийных всплытиях и т.д. Не применялись в то время и спутниковые системы навигации.

17 июля 1962 года, в 6 часов 50 минут, подводная лодка «Ленинский комсомол» достигла точки Северного полюса Земли. Пройдя ее дважды, атомоход всплыл среди толстых паковых льдов океана.

Свободные от вахты моряки вышли на лед, фотографировались, катались на лыжах, играли в футбол и стреляли по мишеням из малокалиберных винтовок. На вершине торосового льда члены команды К-3 водрузили Государственный флаг СССР, а на льду, в закупоренной бутылке, оставили записку о первом присутствии на полюсе советских подводников-атомщиков.

Старшина команды машинистов-турбинистов Николай Ботин потом напишет в воспоминаниях: «Главная заслуга в успешном выполнении подледного похода к полюсу - это грамотные, отважные и решительные действия нашего командира Л. М. Жильцова, нашего механика Р. А. Тимофеева, старшего на борту командира базы А. И. Петелина, а также всех офицеров дивизионов и служб.

Личный состав к плаванию тоже был подобран особо, среди нас маменькиных сынков не было. Поход был не из легких.

Выходил из строя циркулярный насос, грелись подшипники линии вала и генератора, много было проблем с протоком холодной воды по трубам, которые одевались в белую шубу, были искажения в показаниях шкалы манометра забортного давления... Однако каждый из нас, моряков, на своем посту старался выполнять четко и неукоснительно все операции».

Смотрите фоторепортаж: Секретные базы подводных лодок

Вернувшуюся с севера лодку на пирсе встречали лично Никита Хрущёв и министр обороны Родион Малиновский. Экипаж сошел на берег - и началось награждение. Руководителю похода контр-адмиралу Петелину, командиру корабля капитану 2 ранга Жильцову и капитану 2 ранга инженеру Тимофееву были присвоены звания Героя Советского Союза, а весь личный состав корабля был награжден орденами и медалями.

Героический поход К-3 доказал возможность плавания наших подводных лодок в высоких широтах под толщей арктического льда, были собраны ценные научные данные по глубинам океана и рельефу поверхности дна. Однако дальнейшая судьба лодки была драматической.

Легендарная подлодка продолжит службу в новом качестве
Легендарная подлодка продолжит службу в новом качестве

8 сентября 1967 года, при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море, на субмарине произошел пожар в I и II отсеках, погибли 39 человек. Это была первая крупная авария на советском атомном подводном флоте, повлекшая массовую гибель личного состава.

В 1991 году лодка «Ленинский комсомол» была выведена из состава Северного флота. Сейчас она находится на судоремонтном заводе «Hерпа» под Мурманском. Подлодка уже прошла дезактивацию, очистку и скоро превратится в музей. Ее легендарное прошлое сравнимо с прошлым «Авроры», или, например, космического корабля «Восток».

Читайте самое интересное на главной странице сайта

Автор Светлана Скаредова
Светлана Скаредова - журналист, бывший корреспондент Правды.Ру
Обсудить