В этот день, 9 июня 1672 года (30 мая по старому стилю), в Московском кремле появился на свет царевич Петр Алексеевич. Будущий царь Московский и первый император всероссийский – Петр Великий.
В летописях сказано, что Пётр родился в Теремном дворце Кремля в 7180 году - по принятому тогда летоисчислению «от сотворения мира». Младенец был довольно крупным, и на третий день после его рождения царь Алексей Михайлович велел снять с царевича «меру». Выяснилось, что новорожденный был 11 вершков (48,9 см) в длину и 3 вершка (13,3 см) в ширину.
Пётр – 12-й ребёнок, но первый от второй жены царя, Натальи Нарышкиной. Алексей Михайлович скончался через четыре года после рождения Петра, и опекуном царевича стал его сводный брат, крёстный отец и новый царь Фёдор Алексеевич.
Ещё ребёнком Пётр поражал красотой и живостью своего лица и фигуры. А, повзрослев, из-за своего высокого роста (2,7 метра) был выше толпы на целую голову. «От природы он был силач... Мог не только свернуть в трубку серебряную тарелку, но и перерезать ножом кусок сукна на лету», - пишет про юного царевича историк Ключевский.
Физически крепкий, подвижный, любознательный Пётр освоил при участии дворцовых мастеров столярное, кузнечное, оружейное, часовое и типографское ремесла. Большое влияние на формирование его интересов оказали иностранцы — Лефорт, Брюс, Гордон.
Царь с детства знал немецкий, позже изучил голландский, отчасти английский и французский языки, был весьма образованным человеком. Но окружающих пугали сильные судорожные подёргивания лица Петра, особенно в минуты гнева и волнения. Его грубоватые манеры во время визита в Европу страшили утонченных аристократов.
Будущий император Всероссийский получил домашнее образование под надзором «дядьки» Никиты Зотова. Тот сетовал, что царевич к 11 годам не слишком успевал в грамоте, истории и географии, захваченный «экзерцициями солдатского строя» – военными «потехами» вначале в селе Воробьёво, а затем – в селе Преображенском. В этих забавах будущего царя участвовали специально созданные «потешные полки», ставшие впоследствии гвардией и ядром русской регулярной армии.
Интерес к военному делу был настолько велик, что Пётр одел и вооружил своё «потешное» войско, состоявшее из сверстников по мальчишеским играм. В 1685 году его «потешные», одетые в иностранные кафтаны, под барабанный бой полковым строем шли через Москву из Преображенского в село Воробьёво. Сам Пётр «служил» в своей армии простым барабанщиком.
В 1686 году огнестрельный мастер Фёдор Зоммер показал царю гранатное и огнестрельное дело, и вскоре уже 14-летний Пётр завёл при своих «потешных полках» самую настоящую артиллерию. Для управления тяжёлыми орудиями он взял из Конюшенного приказа охочих к военному делу взрослых служителей, которых одели в мундиры иноземного покроя и определили «потешными пушкарями».
Вскоре «потешный полк» стал называться Преображенским, по месту своего расквартирования — селу Преображенское под Москвой. Здесь же, на берегу Яузы, соорудили «потешный городок».
При постройке «игрушечной» крепости Прешбург Пётр не сидел сложа руки: помогал рубить бревна, устанавливать пушки. Тогда же, в 1686 году, появились под Прешбургом на Яузе первые потешные суда - большой шняк и струг с лодками.
Смотрите фоторепортаж: Красота покоряет страны
«Потешных» полков вскоре стало два: к Преображенскому прибавился Семёновский, расположившийся в селе Семёновское. Игрушечная же сначала крепость Прешбург уже вполне походила на настоящую цитадель. Для командования полками и изучения военной науки нужны были люди знающие и опытные, но среди русских придворных таких не было. И Пётр решил получить необходимые знания самостоятельно в Немецкой слободе.
Став царем, он отправил в Западную Европу «Великое посольство», которым руководили генерал-адмирал Ф.Я. Лефорт, генерал Ф.А.Головин и начальник Посольского приказа П.Б.Возницын. Около 250 человек, среди которых под именем урядника Преображенского полка Петра Михайлова неофициально находился и сам царь. Он посетил Ригу, Кёнигсберг, Бранденбург, Голландию, Англию, Австрию.
Царь изучал опыт кораблестроения, военного дела и других наук, причем лично работал плотником на верфях Ост-Индской компании, посетил литейный завод, британский Арсенал, парламент, Оксфордский университет, Гринвичскую обсерваторию и Монетный двор, смотрителем которого в то время был сам Исаак Ньютон.
Вот так, благодаря с виду несерьезным, детским увлечениям русского царя и последующему перениманию им