Соловецкие острова расположены при входе в Онежскую губу Белого моря. «Спешите посетить жемчужину Беломорья, живописный архипелаг с уникальными памятниками зодчества!» - взывают туристические проспекты. Озера здесь изобилуют рыбой, кругом обширные луга, в лесу настоящее ягодное царство. Многие почитают эти места как священные и благодатные, но в то же время трудно забыть об их трагической истории…
Прежде всего - откуда взялось название «Соловец» или «Соловки»? Соловьи тут вовсе ни при чем, как вы могли подумать. Происходят эти слова от финского «соло», что означает «глухой, безлюдный лес», или «солос» – сруб, или «суолов» – остров.
У подножья горы Секирной, у Гремячего кряжа в 1429 году осели два инока - Герман и Савватий. Со временем к ним примкнули и другие отшельники. Спустя полтора десятка лет у Секирной горы поднялся монастырь. Восемь огромных башен с амбразурами и семь церквей окружили стеной с семью воротами. Стены сложили из громадных диких камней и гранитных глыб.
Смотрите фоторепортаж: Остров будущего
Год от года ширилась обитель. В монастыре имелись большая библиотека с ценными книгами, находились начальное училище и иконописная мастерская. При Екатерине II соловецкие монахи владели пятью тысячами крестьян и немалыми площадями земель Поморья.
Кроме того, Соловки являлись и стратегическим пунктом. В 1571 году здешние монахи отбили нападение шведов. В 1854-м выдержали бомбардировку англичан с моря – на штурм крепостной обители бритты не решились.
Еще в эпоху Российской империи возникла традиция ссылать на Соловки неугодных лиц. Могилы некоторых знатных узников могли служить «предметом гордости» обители. Так, у стен Преображенского собора уцелела плита, под которой покоились останки Петра Кальнышевского.
Это последний атаман Запорожской Сечи, заточенный сюда при Екатерине II . После многолетней отсидки и последующего помилования он не пожелал возвращаться на родину, на Украину, и дожил здесь до 112 лет.
Читайте также: Женщинам не место на Святой горе
В 90-х годах XIX века ссылать сюда перестали. Но при советской власти эта традиция возобновилась.
Новую суть Соловков олицетворяла Секирка, Секирная гора. Вот воспоминания одного из бывших соловецких заключенных, московского интеллигента, переводчика Олега Волкова, отбывшего срок по «валютной» статье:
«Для тех, кто сидел на острове, не было страшнее слова. Именно там, в церкви на Секирной горе, достойные выученики Дзержинского изобретательно применяли целую гамму пыток и изощренных мучительств, начиная от «жердочки» - тоненькой перекладины, на которой надо было сидеть сутками, удерживая равновесие, без сна и без пищи, под страхом зверского избиения, до спуска связанного истязуемого по обледенелым каменным ступеням стометровой лестницы. Внизу подбирали искалеченные тела с перебитыми костями и проломленной головой. Массовые расстрелы тоже устраивались на Секирной».
Однажды Волкова с партией заключенных снарядили на рытье могил.
«Эпидемия сыпного тифа косила зэков невозбранно, - вспоминает Волков. - В законченную яму спешно сбрасывали привезенные трупы. А рядом возвышалась прошлогодняя земляная насыпь. Возчик объяснил: под ней останки массовых расстрелов на Секирной. В памяти запечатлелись суровые силуэты башен монастыря… Мнилось: не сизые клубы холодных морских туманов застят четкие очертания башен и колокольни, а испарения скопища пришибленных людишек, зловонное облако ругани и богохульств. Каторга стерла призрак святой обители».
Через полвека, уже известным журналистом, Олег Васильевич вновь побывал на Соловках, превратившихся к тому времени в место паломничества туристов. Гиды вовсю расхваливали здешние красоты, но почти не упоминали о событиях, которым сам Волков был свидетелем.
«Кто это взывал к теням Бухенвальда? – пишет он. - Кто скорбным голосом возвещал о стучащем в сердце пепле Освенцима? Почему оно осталось глухо к стонам и жалобам с острова Пыток и Слез? Почему не велит оно склонить обнаженную голову и задуматься над долгим мартирологом русского народа, столбовой путь которого пролег отсюда – с Соловецких островов?…»