В восточной части немецкой столицы, на берегу Шпрее, раскинулся знаменитый берлинский Трептов-парк, который уже 60 лет имеет для россиян особенное значение. В 1949 году здесь был открыт монумент советским воинам, представляющий собой великое произведение искусства и один из самых грандиозных надгробных памятников в истории человечества. Но до сих пор нет единого мнения относительно прототипа бронзового солдата. Кто он?
Сам парк был основан в 1876 году. Здесь жители Берлина отдыхали от шума и суеты большого города. Некогда на его аллеях прогуливались дамы в кринолинах, степенные кавалеры в цилиндрах и важные няньки с детьми в нарядных матросских костюмчиках.
Ныне их сменили современные отдыхающие горожане и туристы, которые приезжают сюда, чтобы полюбоваться, в том числе, и знаменитым курганом, на котором вечный покой павших товарищей охраняет бронзовый солдат: Воин-освободитель, разрубающий мечом фашистскую свастику. Воин-спаситель готовый пожертвовать жизнью ради ребенка страны-противника.
13-метровый колосс - фигура советского солдата со спасенной немецкой девочкой на руках, венчающая монумент, создана скульптором Евгением Вучетичем и знакома всем. С самой статуей связан ряд легенд.
Одна из них гласит, что, согласно первоначальному проекту, вместо советского солдата на постаменте должен был стоять лично товарищ Сталин. Нет единого мнения и относительно личности прототипа Бронзового солдата. Кто он? Соответствует ли действительности, встречающееся в литературе мнение, что автор создал некий идеальный собирательный образ советского воина? Или это портрет? И если да, то чей?
Смотрите фоторепортаж: Металлическое зодчество
Известно несколько кандидатур. Наиболее популярна версия о том, что это изображение рядового Николая Масалова - человека, действительно спасшего весной 1945 года, во время штурма столицы Третьего рейха, из-под обстрела немецкую девочку. Произошло это 30-го апреля. Вот что писал об этом маршал Чуйков.
«За час до начала артподготовки для взятия аэродрома Темпельхоф знаменщик 220-го гвардейского стрелкового полка 79-й гвардейской стрелковой дивизии сержант Николай Масалов принес знамя полка к Ландвер-каналу. Путь к центру Тиргартена с юга преграждал глубокий с отвесными бетонированными берегами канал. Мосты и подступы к нему густо заминированы и плотно прикрыты огнем пулеметов.
До атаки гвардейцев осталось минут 50. Наступила тишина как перед бурей. Тревожная, напряженная. И вдруг в этой тишине, нарушаемой лишь треском пожаров, послышался детский плач. Словно откуда-то из-под земли глухо и призывно звучал голос ребенка. «Кажется, это на той стороне канала», - сказал товарищам Масалов. Он подошел к командиру: «Разрешите спасти ребенка, я знаю, где он».
Читайте также: Россия вспомнила о своих погибших воинах
Ползти к Горбатому мосту было опасно. Площадь перед мостом простреливалась огнем пулеметов и автоматических пушек, не говоря о минах и фугасах, запрятанных под землей. Сержант Масалов полз вперед, прижимаясь к асфальту, временами прячась в неглубоких воронках от снарядов и мин.
И тут он снова услышал голос ребенка. Тот жалобно звал мать. Он будто торопил Масалова. Тогда гвардеец поднялся во весь рост - высокий, могучий. Блеснули на груди боевые ордена. Масалов перемахнул через ограждение канала.
Прошло еще несколько минут. На миг смолкли вражеские пулеметы. Затаив дыхание, гвардейцы ждали – не раздастся ли голос ребенка, но было тихо. Неужели напрасно рисковал Масалов? Несколько гвардейцев, не сговариваясь, приготовились к броску. И в это время все услышали голос Масалова: «Внимание! Я с ребенком. Прикройте меня огнем...».
Тут началась артподготовка. Тысячи снарядов и мин как бы прикрывали выход советского воина из зоны смерти с трехлетней немецкой девочкой на руках. Ее мать, вероятно, пыталась бежать из Тиргартена, но эсэсовцы стали стрелять ей в спину. Спасая дочку, она укрылась под мостом и там скончалась. Передав девочку санитаркам, сержант Масалов снова встал у знамени полка, готовый к броску вперед».
И сегодня, как символ самоотверженности, в Трептов-парке стоит монумент Воину-Освободителю. Памятник был изготовлен в Ленинграде и доставлен в Берлин водным путем.
По существующим государственным договорам между СССР и ФРГ от 1990 года, немецкая сторона взяла на себя обязательства по уходу и необходимой реставрации памятников и других захоронений советских воинов, имеющихся на ее территории. Осенью 2003 года скульптура воина была аккуратно разобрана и