Большой театр: звезды, тернии и вновь звезды

Сегодня главный национальный театр России отмечает свой 233-й день рождения. 28 марта 1776 года московский губернский прокурор князь Петр Урусов получил высочайшее правительственное соизволение «содержать... театральные всякого рода представления, а также концерты... а кроме его, никому никаких подобных увеселений не дозволять...».

Московский Публичный театр имел труппу, состоящую из актеров студенческого театра Московского университета и крепостных: 13 актеров, 9 актрис, 4 танцовщиц, 3 танцоров, балетмейстера и 13 музыкантов. Труппа была единой - одни и те же люди участвовали в драме, опере и балете.

В 1780 году для театра на Петровской площади было построено отдельное помещение, которое в мае 1805 полностью сгорело. После этого он перешел в ведение казны и стал именоваться первым Императорским театром Москвы, для которого в 1824 году было возведено величественное здание.

Смотрите фоторепортаж: Театр огня

Первый Императорский открылся 6 января 1825 года представлением «Торжества муз». 11 марта 1853 года вновь случился пожар. В огне погибли театральные костюмы, декорации спектаклей, архив труппы, часть нотной библиотеки, редкие музыкальные инструменты, пострадало и само здание. Сохранились только каменные  стены и колоннада главного входа.

За три года театр был восстановлен под руководством архитектора Альберта Кавоса. Взамен погибшей при пожаре алебастровой скульптуры Аполлона над входным портиком поставили бронзовую квадригу работы Петра Клодта. Большой театр открылся вновь 20 августа 1856 года – практически в том виде, в котором он существует до наших дней.

На сцене Большого выступали многие отечественные звезды. В их числе Надежда Обухова и Федор Шаляпин, Сергей Лемешев и Марина Семёнова, Леонид Собинов и Майя Плисецкая, Варвара Гагарина и Галина Уланова, Белла Руденко и Ирина Архипова, Илзе Лиепа и Ольга Лепешинская. Его имя прославили Сергей Рахманинов, Борис Покровский, Юрий Григорович и другие выдающиеся личности.

Годы Великой Отечественной войны были очень тяжелыми для Большого театра. 14 октября 1941 года правительство проявило особую заботу о сохранении творческих кадров и художественных ценностей: эвакуировало работников с их семьями в город Куйбышев (Самара). Здание театра в Москве опустело. В эвакуации коллектив провел год и девять месяцев.

Первое исполнение Седьмой симфонии Шостаковича стало знаменательным событием в музыкальной жизни страны и всего мира. Дело в том, что в эвакуацию уехала не вся труппа театра, многие оставались в Москве. По решению правительства, эта часть коллектива стала давать спектакли в помещении Филиала Большого театра. Постановки начинались в дневное время, воздушные налеты часто прерывали действие, зрители спускались в бомбоубежище, но после отбоя тревоги представление продолжалось.

Были в годы войны и особо тяжелые события: 28 октября 1941 года прорвавшийся к столице немецкий бомбардировщик сбросил на Большой театр бомбу, которая разорвалась в вестибюле. Театр стоял темный, завешенный маскировочными сетками и казался мертвым. Но внутри холодного, неотапливаемого помещения сразу же начались восстановительные, ремонтные работы. В июле 1943 года артисты вернулись в Москву из Куйбышева.

После войны театр расцвел: появились новые постановки опер Верди, Бетховена. В Большой приходит хореограф Юрий Григорович, на московскую сцену переносятся созданные им балеты «Каменный цветок» Прокофьева и «Легенда о любви» Меликова. В 1964 Григорович возглавляет балет Большого театра. Он делает новые редакции «Щелкунчика» и «Лебединого озера» Чайковского, а также ставит «Спартака» Арама Хачатуряна.

В июле 2005 года начался основной этап реконструкции исторического здания Большого театра. Главная цель всех проводимых работ – сохранение исторического архитектурного ансамбля. При этом сцена будет оснащена всем необходимым для проведения спектаклей на мировом уровне.

После окончания реконструкции Большой театр не только сохранит вековые традиции российского музыкального театра, но и станет абсолютно равноправным участником мирового театрального процесса, символом новой, сильной России, предметом гордости для каждого гражданина нашей страны.

Самое интересное смотрите на главной странице

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить