Опять небольшой город Северодвинск Архангельской област и оказался в центре внимания всей - и российской, и мировой прессы. Давно ожидаемый (директорами российской оборонки - прямо-таки с нетерпением) контрольный пуск морской баллистической ракеты "Булава" не удался.
Многие жители островного района Ягры в Северодвинске прямо из окон своих квартир видели, как в воскресный полдень атомная подлодка "Дмитрий Донской" уходила в Белое море. Но намеченный на 21 декабря пуск перенесли на вторник. Рано утром ракета "попыталась" стартовать с борта субмарины на полигоне боевой подготовки в Белом море.
Но снова - и, увы, уже в который раз - "Булава" отклонилась от намеченной траектории и была ликвидирована системой автоматики. На Севмашпредприятии, где базируется "Дмитрий Донской" и где эта АПЛ была модернизирована как раз под испытания "Булавы", сейчас подводят итоги, по-видимому, не слишком радостные. Некоторые мнения экспертов российская пресса уже опубликовала. В основном они сводятся к одному: ракета пока не доведена до совершенства.
Причина и следствие : Почему «Булава» не улетела дальше Белого моря?
По мнению других специалистов (которые, вообще-то, остаются в меньшинстве), очередную неудачу с пуском “Булавы” из акватории Белого моря нельзя считать просчетом экипажа или сбоем техники, который в конце концов нельзя исправить. Это обычная испытательная работа, и некоторые сбои в рабочих испытаниях ракет можно прогнозировать.
Наверное, технические специалисты лучше - правда, со временем - разберутся в причинах очередного неудачного пуска. Однако есть нюансы, с виду напрямую не связанные с технической стороной "ракетного" дела, но на самом деле очень важные и для "Булавы", и для всего атомного подводного флота России. В Северодвинске, кстати, сейчас отмечают 50-летие атомного флота. Ровно полвека исполнилось первой АПЛ " Ленинский комсомол ".
Планы на будущее : "Булаву" испытают еще пять раз
Итак, о нюансах. Сегодня в интервью "Правде.Ру" известный публицист, журналист и подводник, капитан первого ранга Сергей Апрелев в первую очередь отметил не техническую сторону испытаний "Булавы", а, так сказать, лично-составную.
Личный состав экипажа АПЛ наверняка свою задачу выполнил. И сдаточная заводская команда Севмаша тоже отработала нормально, как всегда. И конструкторы ракетной техники тоже, наверное. Но вся конструкция "в сборе" почему-то не сработала… По мнению Сергея Апрелева, к неудачам "Булаву" приводит целый комплекс факторов. Один из них – кадровый кризис, который уже дошел до российского военного кораблестроения.
Тот же Севмаш испытывает огромный кадровый голод. Нехватка высококвалифицированных корабелов разных специальностей, обкатанных морем членов сдаточных команд, опытных инженеров сказывается. В то же время на Севмаше сотни, если не тысячи работников пенсионного возраста, которым пора бы уже освободить места для молодых.
Нет, не потому, что все забыли и разучились строить корабли и ракеты. Потому, что в 90-е было упущено целое поколение корабелов. Старые есть, малые вроде тоже есть. А среднее поколение тогда ушло - кто в бизнес, кто на другие верфи, в первую очередь питерские… Так что нынешние неудачи "Булавы" - это "ягодки", выросшие из кадровых ядовитых "цветочков" смутного времени.
Наверняка по итогам разбирательства в причинах неудач "Булавы" будут сделаны традиционные выводы - и технические, и организационные, и кадровые. Но, как сообщил "Правде.Ру" председатель комитета по военно-промышленному комплексу и конверсионной политике Архангельского областного Собрания депутатов Михаил Гмырин , в Северодвинске понимают очевидную необходимость серьезного кадрового обновления в судостроении.
Да и в стране, кажется, об этом задумались: главное в экономике - даже не деньги, главное - это светлые головы и золотые руки. Нынешний гендиректор Севмаша Николай Калистратов, занявший этот пост не так давно и получивший в наследство не самую лучшую кадровую базу, только-только начинает наводить порядок на верфи. Дело это трудное и муторное. Но - как там по-сталински? - "кадры решают все…". Особенно в деле испытания "Булавы".