Скорбим: уроки землетрясения в Армении

Ровно двадцать лет назад сильнейшее землетрясение практически уничтожило северную часть республики Армения. С лица земли за 30 секунд был стерт город Спитак, разрушены Гюмри (тогда - Ленинакан) и Ванадзор (тогда - Кировакан), десятки поселков и сел. Погибли 25 тысяч человек, сотни получили ранения и стали инвалидами, тысячи людей остались без крова.

На помощь Армении спешили со всех уголков страны. Не остались равнодушными и жители зарубежных стран. Однажды во время оказания помощи, итальянские спасатели нашли под землей заживо замурованных детей, в результате чего отказались оказывать дальнейшую помощь.

Причиной огромного количества жертв стала низкая сейсмоустойчивость строений в зоне землетрясения, а также отсутствие специальной спасательной техники и персонала, иначе, возможно, удалось бы спасти гораздо большее количество жертв в первые дни после трагедии.

История молодой мамы передавалась тогда из уст в уста. Да и сейчас от осознания силы любви матери, захватывает дух. Кажется невероятным, что такое вообще возможно.

В тот день рухнул дом молодой семьи, и под обломками оказалась мать с трехмесячной дочкой. Она прижала ладонями ножки и грудь малышке, чтобы хоть как-то защитить ее от холода. Время шло, воздуха становилось все меньше, а мороз пробирал до костей. Потолок над головой проседал все ниже. На третий день у женщины закончилось молоко. Девочка стала кричать и требовать еды.

Сердце женщины разрывалось от боли, она прекрасно понимала, что время идет, и шансы на выживание уменьшаются. Тогда она расцарапала об торчащую арматуру палец и сунула в рот плачущей дочурке. Девочка с жадностью впилась в руку, не понимая, что вместе с кровью из матери уходит жизнь.

Их нашли на шестой день французские спасатели. И мать, и ребенка удалось спасти. Эта женщина получила премию ООН.

До сих пор на форумах люди делятся своими переживаниями. Даже по прошествии двух десятков лет те ужасные события не померкли в их памяти.

«Для многих, в том числе и меня, этот день - единственное воспоминание из детства, а ведь мне через три дня только исполнилось всего-то 4 годика. А этот день, помню как сейчас», пишет Нарине.

Эмма помнит тот роковой день до мельчайших подробностей: «Я болела, лежала в постели с температурой, не помню точно какой, но высокой. Мама была на работе, а я ждала, прислушиваясь как обычно звукам лифта, в ожидании ее. Лежала в гостиной на диванчике читала армянскую книжку, название помню (Hovazad ori geriner), вот автора почему-то нет...

Напротив дивана стоял комод (там он был весь переполнен хрусталем, бокалами и прочими другими звонкими предметами). С потолка висела огромная хрустальная люстра, на столе моя чашка с водой и лекарства рядом. Рядом с диванчиком был стул, мама оставила на нем рейтузы теплые, чтобы я их одела. Однако мне было лень, подумала потом.

Вздрогнула от сильного трясения, вся квартира гремела от звона бокалов, тарелок, чашек, хрустальные предметы на месте прямо-таки подпрыгивали. Я бросилась на пол, сильно зажмурила глаза и ждала…пока чашка с водой не упала прямо на меня со стола.

Потом услышала крики, стучались и звонили мне в дверь…Я не могла понять суть происходящего, меня просто трясло от испуга, я была не одета. Помню, на одну ножку успела натянуть рейтузы и выпрыгнула из квартиры. Увидев меня на лестничной площадке, мужчина с бородой схватил и как молния, по лестнице вылетел на улицу.

Я плакала. Ждала маму. А лифт работал. Весь дом был в окружении людей. Я стояла с одной ногой в рейтузы, а другой голенькой босой и смотрела на наш дом. И вдруг мама с девятого этажа смотрит на меня и кричит…»

«А то, что происходило в тот день с нашей семьей, наверное, невозможно описать на форуме. Хотя и словами тяжело. Да и не нужно это никому, всё позади. Главное, что мы помним... ведь в Спитаке практически не было семей, в которых не погиб хотя бы один член семьи», пишет Hrachik.

И еще сообщения: «Помню, что мы уезжали с мамой в Москву к тете в конце ноября, а сразу после землетрясения вернулись обратно. Была ребенком, но помню всеобщую суматоху и заплаканные лица прохожих, близких, родных, соседей, скорбели всей страной...Наверно, после геноцида и Сумгаита это одна из самых страшных потерь нашего народа прошлого столетия»

«Мой отец тоже из Спитака и в тот день он потерял семь человек из своей семьи. До сих пор каждый год мы грустно и печально отмечаем этот день. (Я тоже родилась во время афтершоков землетрясении месяц спустя в Кировакане, и чудом спаслась). Дай Бог, чтобы такое больше никогда не повторялось, даже у наших врагов».

Действительно, дай Бог! Но и выводы делать стоит всем. Ведь, элементарное соблюдение нормативов при строительстве помогло бы спасти столько жизней. Знание как себя вести в условиях катастроф тоже сыграло бы не последнюю роль. Однако стойкость, отвагу и стремление жить несмотря ни на что в этой трагедии люди проявили как никогда, это безусловно.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить