Гвоздь во лбу укреплял гражданское сознание

Покойник мирно лежал в могиле, только отрубленный череп был аккуратно пристроен между колен. Случайная находка оживила мрачную историю этих мест, подтвердив, что городок по праву носит свое странное и зловещее имя.

Курт Бахман и его сын Уве расчищали место, чтобы заложить фундамент для дачного домика на своем участке в Гессих-Лихтенау, когда лопата ударилась о что-то твердое. Они стали копать дальше, и скоро увидели человеческий скелет. Покойник лежал на спине, руки на животе, и только отрубленная голова почему-то торчала между колен.

Дачники обратились к экспертам, и очень скоро стало понятно, что это за находка. Радиоуглеродный анализ показал, что смерть наступила между 1256 и 1388 годом. Сразу вспомнилось, что старое название этой местности – Висельный холм. Когда-то здесь совершались публичные казни, и теперь целый район буквально стоит на костях.

Археолог Йост Аулер в интервью SPIEGEL ONLINE приводит леденящие душу подробности городских ритуалов, которые были неотъемлемой частью средневекового быта.

В большинстве городов имелось две площадки для публичных казней. На одной располагалась виселица, на другой плаха. Такое место называли «воронов камень» – после очередной экзекуции туда стаями слетались стервятники. Горы трупов долго не убирали, чтобы жители и гости города могли убедиться в строгости местной власти.

В обязанности палача входило не только умерщвление жертвы, но и посмертная «экспозиция» в назидание несознательным гражданам. Экзекуторы изощрялись как могли.

В рейнском Лангенфельде был найден череп молодой женщины, на котором сохранились остатки головного убора с богатой парчовой каймой. Череп был насквозь пробит полуметровым железным стержнем, с помощью которого палач пригвоздил голову благородной дамы к столбу.

Кроме человеческих скелетов археологи часто находят в местах публичных казней кости животных. «Работа палача, как правило, оплачивалась плохо, поэтому им разрешали подрабатывать, помогая населению избавляться от издохшей скотины», - поясняет Аулер. Впрочем, эта помощь зачастую сводилась к тому, что трупы животных просто сваливались в одну кучу с человеческими.

Так что казенному, которого нашли отец и сын Бахман на своем дачном участке, в каком-то смысле еще повезло. Он чинно пролежал несколько веков в своей личной могиле – хоть и с отрубленной головой.

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *
Обсудить