Какие профессии сегодня вымирают, а какие останутся навсегда?

Пароход современности всех не вместит

Десять лет назад Палата лордов британского парламента подавляющим большинством голосов отвергла запрет на охоту на лис и зайцев, за который ратовала Палата общин. Несмотря на все протесты защитников животных, жива пока еще испанская коррида, а по каналам Венеции продолжают плавать гондолы, хотя еще 30 лет назад в Италии били тревогу, что совсем не осталось гондольных дел мастеров. В России становится все труднее отыскать доку, который может правильно сложить печь, свалять валенки или сплести лапти. Подняв трубку телефона, мы больше не услышим женский голосок: "Минуточку, соединяю". Какие профессии вымирают, а какие становятся вымирающими? В век безработицы не худо было получить профессию, не такую, как у всех.

Строчки из популярной некогда песни "Тебе повезло, ты не такой как все — ты работаешь в офисе" всегда воспринимались с иронией. Чем дальше, тем иронии становится меньше: даже навевающие скуку трудовые будни могут превратиться в приказ об увольнении, а на бирже труда людей твоей специальности — хоть пруд пруди. И кому в голову придет читать дурацкое резюме? Кстати, на их написании тоже зарабатывают неглупые головы, умеющие извлекать деньги даже из воздуха. Открытки с готовыми текстами поздравлений — это уже вчерашний день. А что день грядущий нам готовит?

Читайте также: Вечный студент: мода, диагноз или призвание?

Бессмысленно учиться на вахтера, сторожа, кочегара или заправщика при бензоколонке. И не потому, что это исчезающие профессии, как дикторы радио и телевидения, которых смели или сменили диджеи. Некоторые профессии не требуют не только специальных знаний, но и знаний вообще. А для некоторых хватит и здравого смысла — но без него, увы, никуда.

Помнится, в США в конце прошлого века проделали эксперимент с устройством на работу подростков, больных аутизмом и синдромом Дауна. Блестящая на первый взгляд идея приобщать к трудовому процессу людей с психическими отклонениями — так же, как слепых или инвалидов — полностью провалилась. Работу от бедняг требовали несложную, не требующую никаких навыков. Даунов поставили в супермаркетах помогать посетителям паковать покупки. У кассы они с улыбками складывали продукты и предметы в пластиковые пакеты. Не обошлось без курьезов. Не очень расторопные, но очень благожелательные, эти помощники бросали жестяные банки на куриные яйца, ставили тяжелые пакеты на хрупкие изделия. Обижаться было бы грешно, видя, как искренне вам помогают.

Чтобы узнать о профессиях, которые сходят на нет, не нужно даже идти в музей. Когда мы берем в руки книгу или идем на спектакль "Тевье-молочник", мы знаем, кто он по профессии — как и то, что молочника больше не встретишь. А вот маленькие дети скорее поинтересуются у взрослых, кто такой метранпаж, чем что такое сисадмин. У детей новые знания, что называется, в крови: в этом смысле они шустрее взрослых, увешанных томами нужных и ненужных сведений.

Казалось бы, исчезающие профессии должны рано или поздно исчезнуть — но не со всеми так происходит. Туристическая индустрия спасла от исчезновения производителей гондол, как она спасает в разных странах людей, занятых традиционными промыслами. Это как возрождение этнической музыки, народных танцев и пения. Даже такие виды спорта, как метание копья или бросание диска, потерявшие то практическое значение, которое они изначально имели, не просто влачат существование, а даже процветают.

Британские лорды не могут расстаться с любимой забавой своих аристократических предков и забросить охоту на лис и зайцев. Не переводятся охотники травить зверя или дичь другими экзотическими способами (соколиная охота и др.), требующими штата специально подготовленных егерей, загонщиков, ловчих и прочей братии.

Читайте также: Учить и учиться будут по-новому

Резюмируем: если остается потребность в каком-либо виде деятельности, то он будет существовать. Раз гондолы продолжают рассекать воды венецианского Canal Grande - они будут плавать, а вот кочегары на паровозы, хотя эти суда и были в свое время техническим прогрессом по сравнению с теми же лодками, уже никому больше не нужны. Но сколько людей с большим облегчением вздохнет, вспомнив, что больше не существует профессии палача!

Читайте самое интересное в рубрике "Общество"

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *
Обсудить