Субмарина атакует скалы

Практика показывает, что подводные столкновения подводных лодок с различными объектами, в том числе и друг с другом, далеко не редки. В истории подводных флотов разных стран, по разным данным, зарегистрировано около 180 подводных "таранов". На сей раз английская атомная подводная лодка "Superb" натолкнулась на подводные скалы в Красном море. В результате столкновения субмарина получила серьезные повреждения. При этом никто из 112 членов экипажа не пострадал.

Как сообщают практически все и западные, и российские информагенства, "Superb" была вынуждена всплыть на поверхность, как бы "отдышаться" и привести мысли экипажа в порядок. Трудно сказать пока, с чем связано столкновение, но большинство известных военно-морских экспертов, с которыми "Правде.ру" удалось связаться в последние часы, сходятся в одном мнении. Красное море - один из самых сложных районов подводного мореплавания. Трудный рельеф дна, коралловые рифы, активнейший каботаж сотен судов жутко действует на экипаж, на навигационные и гидроакустические службы любого корабля. Очень может быть (даже скорее всего), что сработал так называемый "человеческий фактор".

Сейчас, судя по последней информации интернет-источников, полученные повреждения не позволяют английской субмарине погрузиться. По предварительной оценке, в результате столкновения было повреждено гидролокационное оборудование. Британские источники утверждают, что авария не отразилась на работе атомного реактора подлодки, никаких последствий для экологии также нет. Это и неудивительно: лодка врезалась в скалу носом, а реактор у английских субмарин находится примерно на миделе, то есть в середине корпуса. Так что происшествие чревато в первую очередь крупными "разборками" для командира и экипажа, а не экологическими последствиями для Красного моря. Сейчас ВМС Великобритании разрабатывает план по возвращению "Superb" в порт. Субмарина эта не нова -- "Superb" была спущена на воду в 1976 году. Как ни странно это звучит, в последнее время субмарина оказывала поддержку войскам в Афганистане. Казалось бы, где море и где афганские горы…

Однако стоит вспомнить, что во время югославских событий 90-х наша подлодка "Курск" тоже выполняла "сухопутные" задачи, курсируя в Средиземном море со своими крылатыми ракетами. Кстати, и история с трагедией "Курска" тоже еще не совсем закрыта. До сих пор бытует версия, что наш "Курск" погиб в результате столкновения. Только уже не "скально-донного", а случайно-боевого… "Правда.ру" писала об этом достаточно подробно лет пять назад.

Читайте подробнее:   Как погибал "Курск"

Между тем в среде военно-морских экспертов никто особенно не удивился сегодняшней истории с "Superb". Мне пришлось услышать даже такую фразу: "Что-то давно никто в океане ни с кем не "таранился". Пора бы…". Вобщем, британские ВМС будут теперь учить своих офицеров и кадетов на еще одном примере. Дабы избежать ошибок экипажа в будущем.

Между прочим, в российском ВМФ "работа над ошибками" поставлена хорошо, не в пример некоторым западным флотам. До сих пор вспоминаю свое лейтенантство: пока не выучишь по секретным конспектам наиболее громкие аварии, их причины и последствия, о сдаче зачетов на самостоятельное управление боевым постом, отсеком или группой можешь забыть. И хотя начинать службу в далеком заполярном Гаджиево мне пришлось еще при СССР, в 1983 году, знание всяких подводных катастроф как-то особо прочно въелось в память. И то: подводникам лучше учиться на чужих ошибках. Потому что своя ошибка может быть и последней…

На памяти несколько случаев, отдаленно напоминающих нынешнюю аварию британской субмарины. Собственно, все это сейчас есть в интернете. Причем с подробностями, которых не было даже в секретных конспектах советских времен.

19 марта 1998 г. вблизи побережья о-ва Лонг Айленд (штат Нью Йорк) произошло столкновение двух американских атомных подводных лодок,. В момент столкновения стратегическая подводная лодка "Кентакки" (тип "Огайо") находилась на поверхности, а многоцелевая ПЛА "Сан Хуан" (тип "Лос Анджелес") - под водой. По данным ВМС США, лодки получили незначительные повреждения и направились в Гротон для докового осмотра. Жертв нет. Столкновение стало результатом ошибок экипажей.

11 февраля 1998 г. американская многоцелевая атомная подводная лодка потопила тараном южнокорейское рыболовное судно. Это произошло в 7 километрах от побережья Южной Кореи.

ПЛА "Батон Руж" (тип "Лос Анджелес") столкнулась в феврале 1992 г. с российской ПЛА проекта 945 ("Сьерра"). Инцидент произошел в районе, который Россия относит к своей 12-мильной зоне. ПЛА "Батон Руж" пыталась скрытно следить за нашей подлодкой.

В марте 1993 г. было зарегистрировано столкновение американской ПЛА "Грейлинг" (тип "Стержен") с российским стратегическим ракетоносцем "К-407" проекта 667БДРМ ("Дельта-4") в Баренцевом море, причем также в результате попытки скрытного слежения -- американцы за нами "подсматривать" любят еще со времен "холодной войны". К счастью, как и предыдущий, этот инцидент обошелся без человеческих жертв.

Ну и напоследок - "Правда.ру" уже подробно писала и о таком случае. Никто нашу версию не опровергнул до сих пор. Стратегический ракетоносец "К-219" проекта 667АУ ("Янки") погиб в Атлантическом океане в октябре 1986 г. именно в результате столкновения с американской подводной лодкой.

Читайте подробнее: Неопознанный объект взорвал атомную подлодку

В общем, остается только посочувствовать британским подводникам. И предостеречь наших: с океаном не шути…

Автор Андрей Михайлов
Андрей Михайлов — офицер, журналист, собственный корреспондент Правды.Ру в Северо-Западном федеральном округе
Обсудить