Россия восстанавливает одни воинские памятники в Китае, но забывает другие. Среди них – огромное заброшенное воинское кладбище с двумя заметными памятниками в столице Шаньдунской провинции Цзинани периода 1925–28 гг. Кроме того, и в Пекине и в России несправедливо предают забвению таких прославленных генералов, которые работали на благо двух стран, вроде Иннокентия Мрачковского.
Речь в первом случае идет о русском и советском военном мемориале в Порт-Артуре. По данным заместителя председателя Российского гуманитарного фонда "Поколение" Кирилла Елизарова, представляемая им организация выделит свыше полутора миллионов долларов на восстановление около 1600 памятников и скульптур разных периодов.
Как известно, мемориал в Порт-Артуре является крупнейшим из мемориалов российской воинской славы, раскинувшемся почти на пяти гектарах земли. Однако до сих пор за ним следили очень мало даже в самые лучшие времена. Как ни странно, его основателями являются японцы, которые в 1907 г. по указу своего правительства установили первый памятный знак русским героям. Николай II , устыдившийся тем, что его обошли вчерашние враги, на другой год распорядился открыть свой монумент.
Потом грянула Первая мировая война, революция и стало не до памятников. И к нашему стыду, шефство над могилами и памятниками своих былых противников взяли пришедшие в 1931 г. японцы. Жившие в Манчжурии русские эмигранты свидетельствовали, с каким трепетом те относились к памяти защитников Порт-Артура, выделяя немалые средства из своего тогда еще небогатого бюджета на восстановление и поддержание в должном порядке русских могил. Однако в 1945 г. японцев отсюда выгнали, и увы, для мемориала в Порт-Артуре наступили не лучшие времена. В середине 1950-х гг. отсюда ушли и советские войска. Китайцы же, особенно в эпоху Мао, боровшегося с "чужеродным влиянием", не особенно жаловали памятники русским. Но спасибо, как говорится, и на том, что не все снесли.
Основное внимание при реставрации будет уделено монументам Русско-японской войны 1904–1905 гг., среди которых и памятный знак на месте гибели прославленного начальника гарнизона крепости во время её осады японцами генерала Романа Кондратенко.
Однако в Порт-Артуре имеется также немало памятников советской эпохи. Среди них монументы, посвященные освобождению Китая от японской Квантунской армии в августе 1945 года. Как известно, за время операции советских войск против милитаристской Японии погибло свыше восьми тысяч наших воинов, большая часть из которых отдала свои жизни на китайской территории. Кроме того, есть в порт-артурском мемориале и участок, отведенный для памятников времен Корейской войны 1950–1953 годов, когда тысячи военнослужащих из СССР, особенно летчиков и зенитчиков, участвовали в операциях против войск американского блока, которые бок о бок сражались с китайскими добровольцами.
При этом главное внимание реставраторов будет уделено как раз захоронению русских военных солдат 1904–1905 гг. Работы начнутся в июне 2008 года. После завершения работ на дореволюционном участке фонд займется реставрацией мемориала советской эпохи.
Причина, почему подобные работы начались именно здесь, не случайна. Сегодня Порт-Артур, носящий китайское название Люйшунь, по количеству российских исторических реликвий является самым большим мемориалом и некрополем из числа расположенных в зарубежье.
Однако, говоря о российских воинских памятниках в Китае, мы забываем о том, что они расположены не только в Порт-Артуре. Огромный мемориал-некрополь находится и гораздо южнее, в столице Шандунской провинции Цзинани. Напомним, что именно в этом городе в 1925–28 гг. располагалась главная база русских войск на службе маршала Чжан Цзучана, ближайшего союзника знаменитого маршала Чжан Цзолина. За эти годы на русском кладбище города были похоронены не менее двух тысяч человек и установлены два памятника – мусульманам и христианам. Уже в 1930-е гг. оно пришло в запустение и потому необходимо как можно скорее взяться за его восстановление.
Однако и это еще не все. В 1941 г. в Шанхае геройски погиб знаменитый "генерал Х", отвечавший за подпольную работу и сбор шпионских сведений против японцев в пользу Китая и СССР генерал китайской армии Иннокентий Мрачковский, ранее прославившийся на посту командира китайских бронепоездных частей при обороне Шанхая в 1931 и 1937 гг. от японцев. Однако до сих пор в Китае нет ни одного памятного знака, посвященного этому выдающемуся человеку и большой группе работавших бок о бок с ним русских.
И сегодня России было бы не грех вспомнить и об этих своих сынах, покоящихся в далекой Цзинани. Тем более, что сами китайские власти отнюдь не против того, чтобы содействовать увековечиванию памяти русских героев, боровшихся и за независимость их страны.