У Тулы оспаривают «самоварное» первенство

Мало кто знает, что право считаться родиной самовара есть не только у Тулы. Еще один претендент на это гордое звание – знаменитый уральский поселок Суксун.

Поселку Суксун, что в Пермском крае, стукнуло 356 лет. Основан он был еще в допетровские времена. Традиции чаепития здесь уходят корнями в далекое прошлое, обрастая множеством пословиц: «Самовар кипит - уходить не велит», «Где чай, там и рай»… А еще любят весело пошутить местные жители про себя, самовар и «мою Машу». Помните знаменитую картину Кустодиева «Чаепитие в Мытищах»? Так вот, справедливее было бы – «в Суксуне».

А все потому, что старинный Суксун - родина не только первого железного парохода и медных колоколов, но и самоваров. Этот небольшой поселок уже давно оспаривает у Тулы «самоварное» первенство, но пока безуспешно. А ведь сама история свидетель: при Петре I медеплавильные предприятия Демидовых разрастались на Урале параллельно с Тулой. И производство самоваров началось в середине ХVШ века одновременно и там, и здесь!

Самоварный завод в Суксуне по-прежнему действует, правда, уже не с демидовским размахом и не в общероссийском масштабе. О значимости Суксуна в истории развития этого чисто российского промысла гостям поселка повествует не только геральдика - герб с пыхтящим самоваром, но и центральная композиция в районном парке, эдакий двухметровый медный «генерал», окруженный фигурками в национальных костюмах.

В память о медных «пузатиках» и их изготовителях в местном музее представлена экспозиция. Она, правда, не чета тульской: лучшая суксунская медь – самовары и колокола – давно вывезена с родины и украшает звонницы Первопрестольной и экспозиции Государственного исторического музея Москвы.

Устройство самовара просто и гениально. Жаль, что неизвестно миру имя изобретателя «чудо-кипятильника», он явно тянул на «Нобеля». И ведь ничего сложного: тонкостенный сосуд, вертикально проткнутый трубою, снизу - жаровая топка, сверху - конфорка. А сколько творческой фантазии в отдельных деталях! Именно благодаря им самовары выглядели просто сказочно и становились украшением трапезных. Вот самовар с ручками в виде дракона, вот краник - дельфин, а вот резные ручки - сплошное загляденье. Иногда можно встретить и необычные для здешних мест украшения - виноградные лозы…

Есть у самоварного ремесла свои тонкости и тайны. «Непросто овладеть нашим ремеслом, - делится секретами профессии суксунец Геннадий Крашенинников, ветеран производства с 60-летним стажем. - Самовар состоит как минимум из двух десятков составных частей: стенки, кувшина, круга, шейки, поддона, ручек, крана, ветки, донышка, решетки, душничка, подшишек, конфорки, заглушки… С 1943 года я работал на заводе, ушел на пенсию в 2004-м. Мастерство пришло в пятидесятых, уже после армии. Сначала обучался хитростям у старших: работа была ручной, тяжелой…».

Поделился Крашенинников и самоварными секретами: «Для корпуса самовара резался большой латунный лист, а затем его свертывали в цилиндр в несколько приемов, с одной стороны цилиндр разрезали зубцами, а после делали соединительный шов, затем болванка попадала в кузницу. Там мастер по заделке закреплял шов отжигом. Работа, безусловно, тяжелая, но те, кто прирос к ней душою, уже не могли променять это ремесло на менее творческое».

А вот что рассказывает ветеран-самоварщик Василий Утемов: «В старые времена, так нам рассказывали деды, главным сырьем для изготовления служили медь красная и латунь (сплав меди и цинка). Мастера могли по заказу серебрить или золотить самовары, изготавливать их из более дорогого сырья, например, серебра и мельхиора, когда к медному сплаву добавлялся никель. И тогда они становились роскошными, раскупались богачами и знатью. В советское время мы изготавливали в основном латунные самовары, чистая медь всегда была дорогой».

«Процесс ручного изготовления был длительным, - к разговору мастеров присоединяется краевед Наталья Токарева. – В самоварных артелях существовали специальности, без которых общее дело не могло бы процветать: наводильщик был основным работником, он сгибал и спаивал лист-заготовку, а после придавал изделию нужную форму.

Лудильщик - тот, кто покрывал нутро самовара оловом, то есть «вылуживал» его, эта работа была чуть полегче. Токарь точил и полировал изделие на станке, на подхвате у него трудился подмастерье, который вертел станок – вертельщик. Далее подключался слесарь, изготавливавший ручки, краны и другие детали. Сборщик собирал самовар, припаивал краны, вставлял нужные детали. Чистильщик очищал, придавал блеск, наводил красоту.

А токарь по дереву вытачивал болванки - деревянные шишки к крышкам и ручкам, чтоб можно было брать самовар и не обжигаться. Кстати, на современном производстве основные профессии старинного ремесла по-прежнему сохранились, прогресс добавил лишь гальваников, травильщиков, штамповщиков, художников по росписи».

Как и в любом другом ремесле, в старину у суксунских мастеров-самоварщиков существовало разделение труда, самовар переходил из мастерской в мастерскую, прежде чем приобретал свой окончательный вид.

Если кустарь трудился всей семьей, его производство на дому именовалось фабрикой: Тепелиных, Герасимовых, Кругловых, Степановых. Самыми большими и «продвинутыми» считались фабрики А.Панфилова и В.Помыткина: у них трудилось 30-40 вольнонаемных. Кустари, работавшие на хозяев, также держали мастерские, в которых подрабатывали по-семейному, изготавливая посуду.

В Суксуне целые семьи специализировались на кустарном и самоварном промыслах. Берясь за изготовление медного пузача, мастер получал сырье от фабриканта по весу, а после по весу же и сдавал изделие – подтверждая, что работает без воровства. Самоварный промысел приносил доход, оттого занимались им круглый год, за исключением времени посадки и уборки урожая. Готовые изделия часто продавались скупщикам, а уж те развозили товары по ярмаркам и губернским базарам.

У каждого мастера для изготовления пыхтящего чуда был излюбленный фасон: «банка», «репка», «ваза», «рюмка», «груша», «дуля», «дорожный». Краны, поддоны, заглушки изготовлялись цельными - литейщики выделывали их из остатков меди.

Однако время вносило в жизнь кустарей коррективы: трудиться в одиночку становилось нерентабельно, возникали мануфактуры и артели с вольнонаемными рабочими. Была такая и в Суксуне, называлась «Медник». На стенде местного музея красуются фото начала ХХ века: суровые лица рабочих фабрики А.Панфилова и других медников.

Всего промыслом были заняты сотни кустарей и несколько медно-литейных заводов. Помнят и почитают суксунцы более поздние династии - Максимовых, Недуговых, Бочарниковых, Семковых, Утемовых, Ветошкиных…

Когда-то, блестя начищенными боками, медный самовар собирал за накрытым столом всех домашних, - вздыхают суксунские самоварщики. – А что сейчас? Куда там жаровой, и электрический-то в доме большая редкость. А если и есть, то держат его, скорее, как антиквариат, престижный предмет интерьера… Глядя на все это самоварное великолепие и впрямь становится жаль, что на смену теплому, блестящему и такому уютному самовару пришли обыкновенные электрические чайники…

Автор Оксана Аникина
Оксана Аникина — журналист, литературный редактор, заместитель главного редактора Правда.Ру *