Новый год посту не помеха

В декабре православные отмечают большой праздник - День памяти Святителя Николая. Это один из самых любимых святых не только в России, но и в других странах. И именно с Дня Святого Николая начинается череда рождественских и новогодних праздников. О вере, православных праздниках, Рождественском посте Pravda.Ru рассказывает настоятель Богоявленского кафедрального собора отец Александр (Агейкин).

Православные храмы в Риме

— Я знаю, что вы только что вернулись из паломнической поездки в Рим. И был большой праздник храма святой великомученицы Екатерины. И там было торжественное богослужение, и даже участвовал патриарший хор Храма Христа Спасителя. Расскажите о том, что это была за поездка. И вообще, конечно, интересует наша Русская православная церковь за границей.

- Этот храм не находится под юрисдикцией зарубежной церкви. Это приход Московского патриархата. Построен он был совсем недавно. Как раз при активном участии нынешнего патриарха Кирилла, тогда еще митрополита Кирилла, который освещал этот храм. И это такой особый центр русской культуры в Риме.

Храм освящен в честь святой великомученицы Екатерины, а нижний престол освящен в честь святых равноапостольных Константина и Елены. Поэтому для нас это особое место, храм находится на территории посольства Российской Федерации. Этот храм красиво возвышается на одном из холмов Рима, с него прекрасно виден Собор Святого Петра. И это свидетельство о православии. И очень важно, чтобы богослужения в этом храме проходили особенно торжественно и по православной традиции.

— Это единственный православный храм в Риме?

— Нет. Там в одном из частных домов существовал домовый храм в честь Святителя Николая, который появился сразу после первой волны эмиграции. Он был освящен в честь Святителя Николая. Потом он какое-то время находился под омофором константинопольского патриарха. И в 1990 годах вернулся под омофор святейшего патриарха московского. Этот маленький домовый храм иногда вообще тяжело найти русским паломникам в Риме. И, в отличие от него, Храм святой великомученицы Екатерины — храм русской архитектуры, возвышающийся над городом, который тяжело не заметить.

Христианские храмы без крестов

— В Марокко стоит большой христианский храм, но без крестов. А почему нет крестов? Чтобы не расстраивать местных жителей. Как вы относитесь к отсутствию крестов на храмах? Для церкви это не принципиально?

— Да, есть такая тенденция сейчас и в скандинавских странах — снимать со шпилей кресты, чтобы никого не смущать. Но это не в нашей традиции. Наличие креста — это принципиально. Это наше свидетельство о Христе. В свое время тоже в угоду каким-то тенденциям, к возврату к чистоте древней традиции, к возврату только к писанию, протестанты иногда заменяли кресты на шпилях флюгером в виде петуха, который напоминал о том петушином крике, который напомнил апостолу Петру о его отречении. Это вроде как нейтральный символ, но он тебе напоминает о твоей верности Христу.

Но для нас крест воздвиженный — это символ победы, который был равен равноапостольному Константину, тогда еще язычнику, то оружие победы, через которое род человеческий искуплен. На кресте была принесена та жертва искупительная, к которой мы должны быть причастны через свою веру, через свою верность, через свое исповедание.

И для нас крест — это красота церкви, так поется в церковных песнопениях. Поэтому венчает нашу жизнь крест. Крест — это жертвенность, жертвенность — это как бы апогей любви. Любовь без жертвы не может быть. Поэтому то, что наши храмы венчают кресты, - это очень логично и символично. Это говорит нам о том, что мы должны помнить не просто о верности Христу, а быть верными даже до смерти — до такой жертвы, на которую пошел сам Бог.

— Но сейчас в Европе священники поддерживают и нетрадиционные какие-то вещи и как раз считают, что надо снять все кресты.

— Тогда завтра мы будем говорить о том, что не нужно употреблять слово "грех", потому что это тоже кого-то может ранить, напомнить ему о том, что он не чист в своей совести, в своих поступках. И мы придем к полной глубине безбожия. Сначала отказываясь от символов, потом от понятий богословских.

И что в итоге у нас останется? Можно, конечно, молиться в здании, которое не венчает крест, но в чем тогда твое свидетельство? Что ты проповедуешь миру?

День Святителя Николая

— Отец Александр, 19 декабря был очень большой праздник Святителя Николая, это один из самых любимых святых, наверное, не только в России. Давайте расскажем о нем.

— Многие искренне его считают русским святым. И когда говоришь о Святителе Николае, который был архиепископом Мир Ликийских, в Малой Азии, то там говорят: а разве Святой Николай не русский святой? Для нас, россиян, - это особый небесный покровитель, особый ходатай, чудотворец. Святитель Николай — это образ кротости, идеал для подражания. Чудотворец, угодник Божий — все эти эпитеты, относящиеся к святым, в огромном количестве собраны вокруг Святителя Николая.

Кто он такой? В IV веке в небольшом городке был некий епископ, которых было в каждом городе огромное количество, но он своей жизнью, своей преданностью Богу и ближнему, исполняя две главные заповеди Евангельские, явил нам особый образ жизни. Прошли многие годы, почти больше 1600 лет. И вот каждый момент его жизни сохраняется, передается из века в век, из поколения в поколение.

И даже в свое время, можно сказать, нивелировалась память в Европе о Святителе Николае, он остался только в образе Санта-Клауса, но сейчас это все возвращается, именно взирая на Россию, на огромное количество паломников, которые приезжают в Бари и в Венецию, чтобы поклониться мощам Святителя Николая. Это и итальянцы, и немцы, и французы.

— Где именно находятся его мощи?

— Они разделены на две части. Святитель Николай же в Мирах Ликийских был епископом, это нынешняя территория Турции. Многих русских туристов из Анталии или из Кемера везут в этот городок, бывшие Миры, где показывают гробницу, остатки базилики, где был погребен Святитель Николай. Там стоит несколько памятников Святителю Николаю. И его мощи святые, его могила находилась там.

Каким образом это все попало в Италию? В свое время было довольно четкое соревнование, кто увезет больше святынь. Это после Крестовых походов, когда Византию разорили, когда эти византийские святыни венецианские купцы скупали кораблями, перевозили в Венецию. Не хотели уступать и швейцарские купцы, и купцы города Бари.

И поэтому из Бари была попытка завладеть мощами Святителя Николая. И если мы эти исторические хроники почитаем, то даже иногда становится жутко, что эти купцы пытали монашескую братию, которая хранила мощи Святителя Николая. И барийские купцы увезли половину мощей, другую братия сумела спрятать.

И когда следом за ними прибыли венецианские купцы и стали требовать от этих братьев, чтобы они хоть что-то отдали, они получили ту часть, которую братия утаила. И вторая часть мощей Святителя Николая находится на острове Лидо в Венеции, в базилике, и рядом мощи дяди Святителя Николая, тоже Святителя Николая.

— В итоге эти города стали туристическими центрами. А если взять Назарет, Иерусалим, Вифлеем — это тоже всего лишь туристические центры?

— Это Святая земля, это совершенно другая история. Здесь мы говорим о естественной святости, потому что здесь родилась церковь, здесь проповедовал Христос, здесь появилось Евангелие, здесь свои стопы апостолы по всему миру направляли. Это город, с которого все начиналось и к которому все опять сходится.

Иерусалим — это особое место на земле, оно освящено стопами Христа, оно освящено явлением множества чудес и озарением пророков. Это особое место. Это, можно сказать, Пуп Земли, источник жизни, именно духовной жизни. И эти попытки привезти в ту же Венецию, Рим или в Бари святыни — это как раз стремление каким-то образом создать Новый Иерусалим. Такое подражание. Но это все искусственно.

Новый год и Рождественский пост

Сейчас у нас идет Рождественский пост. И у многих людей возникает вопрос, почему у нас Рождественский пост заканчивается 7 января, то есть после Нового года, а в Европе наоборот?

— 7 января — это 25 декабря в старом стиле. Мы сейчас же живем западным календарем, а церковный старый стиль — это наша традиция византийская, восточная. Григорианский и юлианский календари разные. Мы сейчас живем тем календарем, на который перешли после 1917 года, а церковь осталась на старом календаре.

— А как тогда верующие люди должны отмечать Новый год?

— Для меня Новый год — это семейный праздник. Мы всегда в Новый год совершаем в нашем соборе новогодний молебен. Что такое Новый год? Это конец старого года и начало нового. И на этом рубеже принято благодарить Господа за прожитый год, за те уроки, которые он нам дал, хорошие или плохие, но уроки полезные. Попросить благословения на новый год, и традиционно в кафедральных соборах, во всех храмах, накануне Нового года, 31 декабря, служатся новогодние молебны.

В нашем соборе этот молебен всегда сопровождается акафистом святителю Алексию перед его святыми мощами. Это наш покровитель. Мы просим, чтобы он нас не оставил в новом году своими молитвами. Мы благодарим за прожитый год. Вот в чем праздник.

Мы собираемся за столом с семьей, чтобы опять порадоваться тому, что мы все вместе. Стол может быть совершенно постным. Праздник же — это не возможность напиться, не повод пьянству, не повод безудержному веселью, когда человек на следующий день жалеет о том, что он делал, или не помнит, что он делал в эту ночь. Праздник в том, что ты видишь своих родителей, своих ближних, своих детей, вы все вместе собрались, поблагодарили Бога на молебне, посидели за постным столом.

Подготовила к публикации Мария Сныткова

Беседовала

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *