Подвиг Сусанина: все было и проще, и страшнее

Буккер Игорь18.04.2019 в 16:39

Среди узловых моментов исторического прошлого России, кроме Великой Октябрьской революции и церковного раскола, выделяется Смута. Только о героях и антигероях этого периода большинство судит по памятнику Минину и Пожарскому в центре столицы да по опере Михаила Ивановича Глинки "Жизнь за царя".

Анекдотов, как про Штирлица, поручика Ржевского, или про Чапаева с Петькой, об Иване Сусанине не рассказывают. Именем этого костромского крестьянина называют любого незадачливого проводника, а теперь еще и навигатор для автомобиля. Как-то раз шутки ради на обложке книги "Как завести друзей" вместо Дейла Карнеги написали Иван Сусанин.

Пожалуй, в русском языке широко распространены лишь два нарицательных имени. Кулибиным называют умельца, и об Иване Петровиче достаточно много известно, а вот про его тезку Сусанина этого сказать никак нельзя.

Впервые официально Ивана Сусанина вспомнили спустя шесть лет после его гибели, когда вся царская семья Михаила Федоровича выехала из Москвы на богомолье. В обельной грамоте, которая отменяла дань и повинность, а также пошлины при проезде и перевозке в пользу местных властей, пожалованной потомкам Сусанина, не раскрываются подробности его подвига.

Жалованной грамотой царя Михаила Федоровича зятю Ивана Сусанина Богдашке Собинину передавалась в вечное и потомственное владение часть деревни Деревнищи. В грамоте, датированной "лета 7128, ноября в 30 день" (30 ноября 1619 года), говорится: "Ивана Сусанина в те поры литовские люди изымали и его пытали великими немерными пытками, а пытали у него, где в те поры мы великий государь царь и великий князь Михайло Феодорович всея Русии были; и он Иван, ведая про нас великого государя, где мы в те поры были, терпя от тех польских и литовских людей немерныя пытки, про нас, великого государя, тем польским и литовским людям, где мы в те поры были, не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти".

В конце 1612-го — начале 1613 года в тех краях рыскали казачьи шайки, грабившие монастыри и боярские вотчины. Уж не тогда ли сложилось присловье "казаки — обличьем собаки", попавшее на страницы словаря Даля. Впрочем, казаков тогда именовали "черкасами". Среди них были представители разных этнических групп, а не только христиане, поляки и литовцы.

Ни первый костромской историк екатерининских времен Николай Сумароков, ни потомки Сусанина не рассказывали о "поляках", якобы уведенных в расположенное рядом с Домнином Исуповское болото. По преданию, деревенский староста погиб в селе Исупове. Его посадили на кол, изрубив саблями "на мелкие части". Подробно такую версию на заседании архивной комиссии Костромской губернии изложил в 1900 году член Государственного Совета Н. Н. Селифонтов. По словам действительного тайного советника Селифонтова, свою гипотезу он изложил в соответствии с рукописью титулярного советника Иорданского, брат которого был приходским священником в Домнино.

Приведем отрывок из доклада Селифонтова:

"Шедший из Вологды в Кострому отряд поляков узнал о местопребывании Михаила Федоровича, решил во что бы то ни стало схватить его и живого или мертвого доставить в Польшу. Предуведомленный об их умысле молодой царь бежал из села Домнина ночью в деревню Перевоз. Не дойдя до последней, он заблудился, снова попал на вологодскую дорогу и очутился около домнинского выселка, который состоял только из одного дома крестьянина Ивана Сусанина. Узнав о преследовании Михаила Федоровича поляками, Сусанин спрятал его в овинной яме (сам овин накануне сгорел). Чтобы скрыть молодого царя еще лучше, Сусанин обложил всю яму горящими головнями. В яму он принес ему хлеба с солью и квасу.

Во время бегства Михаила Федоровича выпал снег, и следы его на снегу довели врагов до избы Сусанина. Последний, спрашиваемый о Михаиле Федоровиче, ответил незнаниями. Поляки стали его пытать, но и на пытках верный Иван Сусанин не выдал царя. Изрубив его в куски, поляки двинулись поспешно из костромских пределов, прежде тщательно поискав с собаками Михаила Федоровича. Из-за расплывшегося запаха гари собаки потеряли обоняние и не нашли спрятанного в овинной яме царя".

Читайте также:

В чем заключался подвиг Ивана Сусанина?

Иван Сусанин отдал жизнь не за царя

Возвращение Ивана Сусанина

Поделиться:

Ещё по теме

Российское наследие

Россия научит Европу любить мусульман

Буккер Игорьвчера в 23:33
Российское наследие

Драматическая судьба "бога танца" Вацлава Нижинского

Буккер Игорь20.09.2019 в 23:44
Российское наследие

Коронация Николая II: почему во время нее случилась трагедия на Ходынке

Питерякова Татьяна19.09.2019 в 23:47