Все пилоты вышли из гнезда сэра Джорджа Кейли

Буккер Игорь13.04.2019 в 21:00

Почетного титула "отца аэронавтики" удостоился английский ученый, инженер и изобретатель сэр Джордж Кейли (George Cayley). Он родился 27 декабря 1773 года в Скарборо, графство Йоркшир. Свои первые эксперименты по созданию летательного аппарата тяжелее воздуха Кейли начал в 1804 году. До этого внимательно наблюдая за птицами и дотошно изучая все связанное с полетами пернатых. Данные о своих наблюдениях он скрупулёзно заносил в дневник.

Сделанные им выводы на целое столетие опередили идеи братьев Райт, которые, в конце концов, позволили им построить первый в мире самолет. На протяжении трех лет, с 1809-го по 1811 год, в печати появляются статьи Кейли с изложением принципов полета планера и самолета, а также результаты выполненных на моделях аэродинамических исследований. Джордж Кейли действует сразу в двух ипостасях. Как ученый-физик он описывал фундаментальные понятия аэродинамики и в качестве конструктора-дизайнера предложил использовать обтекаемые формы для летательного аппарата.

В первой половине XIX века Кейли делает математические расчеты, желая придать воздушному шару наиболее оптимальную форму. Он сравнивает достоинства управляемых шаров, наполненных горячим воздухом и водородом. Вполне возможно, честь создания водонепроницаемой оболочки тоже принадлежит Кейли. Ученый задумывался не только о том, как сделать полет на воздушном шаре более комфортным, но и задумывался над безопасностью аэронавта. Так родилась простая на первый взгляд идея укомплектовать шары секционными газовыми баллонами. Были и другие новаторские предложения по предотвращению пожаров на воздушных шарах.

В 1837 году Кейли запатентовал двигатель на горячем воздухе, а еще через три года выдвинул идею создания вертолета с двумя несущими винтами на одном валу с паровым приводом. В 1852 году Кейли построил первый в мире планер. К числу ноу-хау сэра Кейли относится колесо со спицами из проволоки, прообраз велосипедного колеса.

Полеты продолжались, продолжались и опыты с аппаратами тяжелее воздуха. Но пока что испытатели выходили за границы государств, но не за рамки физических законов. Так, французы приобщали к полетам русскую публику.

В первом десятилетии XIX века в Россию прибыл французский аэронавт Андре-Жан Гарнерен (1769-1823), который поднимался на аэростате как в Москве, так и в столице. В Петербурге компанию ему составил генерал С. Л. Львов, полностью оправдавший свою фамилию, отважившись на столь опасное предприятие. В полетах на воздушном шаре летом 1803 года принял участие знаменитый русский авантюрист граф Федор Толстой, прозванный Американцем.

На первых порах летать отваживались исключительно сорвиголовы. Однако человечество упорно стремилось подняться в воздух, поэтому техническая мысль не дремала. Тепловые монгольфьеры становились более эффектными газовыми шарльерами или комбинированными розъерами. Несмотря на различие по типу наполнения все эти воздушные шары представляли собой аэростат. Иначе говоря, это были летательные аппараты легче воздуха. В основу полета аэростатов заложен физический закон Архимеда, который гласит: на тело, погруженное в жидкость (или газ), действует выталкивающая сила, равная весу вытесненной этим телом жидкости (или газа).

Другое дело аэростат, снабженный двигателем. По-французски он называется "управляемый" и звучит "дирижабль". Это также летательный аппарат легче воздуха, который благодаря двигателю способен лететь независимо от воздушного потока. В воздухоплавании эта техническая революция сопоставима с революцией в морском деле, когда парусник вытеснили пароходы. Среди дирижаблей есть свои разновидности. Так же, как и у воздушных шаров, по использованному для полета газу. Есть различия в типе двигателя, форме дирижабля. По типу конструкции различаются мягкие, полужесткие и жесткие дирижабли.

Воздушный шар еще не был сдан в исторический утиль, как в небе появился первый дирижабль. Французский математик и инженер Жан Батист Мари Шарль Менье в 1784 году предложил проект мягкого дирижабля, снабженного баллонетом. Так называют матерчатую оболочку, которая предназначена для заполнения воздухом, ее помещают внутри оболочки аэростата или нежесткого дирижабля. Ни слова "дирижабль", ни, уж тем более, "цеппелин" тогда еще не существовало.

Читайте также:

Арктику будем штурмовать на дирижаблях

В 72 раза слабее птицы: как Жуковский научил человека...

За дирижабли в век ракет

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Мария Стюарт и лорд Дарнли

Кузнецова Златавчера в 23:53
Мировое наследие

Чем закончились крестовые походы

Буккер Игорьвчера в 21:57
Мировое наследие

Когда ирокезы выкурили трубку мира - в США настала демократия

Буккер Игорь17.09.2019 в 22:20