Эволюция кабаре: от французского декаданса к германскому здоровью

Буккер Игорь27.03.2019 в 19:00

Кинолента Боба Фосса "Кабаре" с Лайзой Минелли в главной роли удачно передает атмосферу немецких кабаре периода Веймарской республики. Германия после Первой мировой войны стала аккумулятором новых веяний в искусстве и приняла на себя роль культурной столицы тогдашней Европы. Десятилетие декаданса улетучилось с приходом к власти нацистов. Вместо, по мысли нацистов, "уродливых форм вырожденческого искусства" проявилась тяга к "здоровому и жизнеспособному".

Появившись во французской стороне, кабаре изначально ассоциировалось у публики с развевающимися юбками над туго обтянутыми чулочками пухлыми дамскими ножками, лихо отплясывающими канкан. "Сумрачный германский гений" придал им совершенно иную форму ненавязчивым введением элементов политической сатиры и простонародного юмора.

В Берлине блистал гений балагана — комедиант и юморист, лицедей и режиссер Эрих Каров, создавший в одном из рабочих предместий немецкой столицы вместе с членами своей семьи народный театр. Считается, что честь открытия таланта немецкого скомороха принадлежит известному писателю Генриху Манну, который восхищался совершенством, с каким тот изображал маленького человека. Актеры из труппы Карова произвели настоящую сенсацию в мире кабаре. Местные олигархи начали приглашать шоумена для выступлений в респектабельные районы. Лоснящиеся от жира подбородки хозяев жизни и увешанные дорогими колье шейки их спутниц сотрясались от хохота, когда на сцене блистал Каров.

С природным комическим даром Карова соперничал "мюнхенский Чарли Чаплин" — легендарный комик и куплетист, исполнитель народных баварских песен и кинопродюсер, выступавший под творческим псевдонимом Карл Валентин. Валентин Людвиг Фей, так его звали на самом деле, вдохновил многие творческие умы, среди которых немецкий драматург и поэт Бертольд Брехт, ирландский писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Сэмюель Беккет, "профессор театрального искусства", прославленный немецкий юморист, карикатурист, режиссер и актер Лориот и многие другие. Валентин выступал как в театрах, так и в питейных заведениях, что собственно и не удивительно, ведь французское словечко cabaret означает "кабак", "винный погребок" или "забегаловка". И даже — "гадюшник".

Самый остроумный из тогдашних мастеров разговорного жанра — кабаретист из Вены — Фриц Грюнбаум, по прозвищу "конферансье-философ" не позволял себе выходить за означенные рамки. Свои остроумные эскапады он ограничивал критикой нуворишей и филистеров. В годы инфляции в Германии основная часть публики как раз и состояла из олигархов и таким же чудом разбогатевших мещан. Их сальные руки аплодировали и их сальные рты орали "Браво!" каждому выходу кабаретиста, который отнюдь не критиковал Гитлера и его приспешников. Наоборот, обращаясь к сидящим в первом ряду, автор оригинальных скетчей проговаривал: "Любезные дамы и господа! Мало того, что в это трудное время вы жрете, мало того, что я это вижу, — я вынужден еще это слушать!"

Киноактер и сценарист Грюнбаум закончил свои дни в концлагере Дахау. Детская насмешка над диктаторскими претензиями фюрера дорого обошлась шутнику. Его коллега по цеху Пауль Николаус Коссман тоже не брезговал сатирой. Беспощадный критик гитлеризма, еврей по национальности и католик по убеждению, он сумел скрыться от преследования нацистов в Цюрихе, но месяц спустя после бегства покончил с собой. По другой версии, вечный оппонент нацистского режима Коссман в 1942 году был депортирован в концлагерь Терезиенштадт (в нынешней Чехии), где скончался в октябре того же года.

Читайте также:

Грязь и роскошь — история кабаре

Смертельное кабаре Третьего рейха

"Мулен Руж" — вульгарность, чувственность и тайна

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Загадка Мюллера

Аникина Оксанавчера в 16:10
Мировое наследие

Цыгане: легендарное племя

Буккер Игорь23.04.2019 в 16:58
Мировое наследие

Гитлер - "перпетуум мобиле" рекламы

Буккер Игорь21.04.2019 в 23:50