Насколько верны наши представления о небесах

Буккер Игорь23.03.2019 в 23:55

"Среди давно опровергнутых, но нередко попадающих в печать заблуждений можно отметить следующие: будто Фалес знал, что Земля имеет форму шара; будто Пифагор и его последователи учили о том, что Земля движется вокруг Солнца; будто Платон говорил о суточном вращении Земли и в старости склонялся к гелиоцентрической системе; будто египтяне знали, что Меркурий и Венера движутся вокруг Солнца; будто Абуль-Вафа аль-Бузджани обнаружил неравномерности движения Луны; будто король Кастилии Альфонсо X установил, что орбита Меркурия является эллипсом (что еще не было опровергнуто, насколько мне известно) и будто Николай Кузанский и Региомонтан предвосхитили Коперника. Вместе с тем некоторые авторы склонны преуменьшать знания древних, воображая, что Платон представлял себе Землю в виде куба и что сферы Евдокса и системы Браге и Птолемея — нечто немыслимое и абсурдное", — писал в предисловии к изданной в начале прошлого века книге "История астрономии от Фалеса до Кеплера" (John Louis Emil Dreyer. A History of Astronomy from Thales to Kepler) британский астроном Джон Людвиг Эмиль Дрейер.

Из этого не так давно опубликованного у нас под названием "История астрономии. Великие открытия с древности до Средневековья" произведения, можно почерпнуть массу интереснейших или просто любопытных фактов. В частности, что "царство Аида расположено под поверхностью земли, на одинаковом расстоянии от высокого неба вверху и глубокого Тартара внизу".

Для знакомых же с Гомером, из "Илиады" которого Дрейер и почерпнул эти сведения, гораздо больший интерес могут представлять рассуждения автора и повергнутые в прах мифах о науке о небесных светилах.

"Ни в одной другой отрасли знаний желание уничтожить все плоды греческой науки не проявилось столь ярко, как в отношении доктрин о форме Земли и движении планет, — полагает Дрейер. — Перелистывая труды некоторых Отцов Церкви, нетрудно вообразить себе, что читаешь рассуждения каких-нибудь вавилонских жрецов, записанные за несколько тысяч лет до христианской эры; идеи точно те же, с той лишь разницей, что древневавилонский жрец не имел способов установить истину и не стал бы отвергать ее, если бы установил в результате астрономических наблюдений".

Однако не следует считать автора огульно и всех скопом обвиняющего церковников в обскурантизме и невежестве: "В Александрии, где вожди христиан были знакомы с философскими рассуждениями Филона и неоплатоников, вполне естественно, что они не испытывали желания противопоставлять себя науке". По всей видимости, знакомый с трудами Аристотеля Василий Великий "знает, что существуют звезды около южного небесного полюса, невидимые для нас, и прекрасно понимает, что лето и зима зависят от движения Солнца по северной и южной половине зодиака".

В своих "Беседах на Шестоднев", написанном в IV столетии богословском сочинении о шести днях творения, Василий "говорит, что многие спорили, является ли Земля шаром, или цилиндром, или диском, или, может быть, она вогнутая в середине; но Моисей ничего не говорит ни об этом, ни об окружности Земли величиной в 180 тысяч стадиев, ни о чем-либо ином, чего нам знать не обязательно".

Тем не менее, люди все больше стремились постичь тайны Вселенной. Дрейер заключает: "От Фалеса до Кеплера философы стремились найти истинную планетную систему; Кеплер завершил этот поиск; Исааку Ньютону суждено будет доказать, что найденная им система не только согласуется с наблюдениями, но и что никакая другая система не возможна".

Источник фото: astrokarty.ru

Читайте также:

Зачем древним требовалась астрономия

"Рябь пространства-времени" всколыхнула научный мир

"Эвклидова" астрономия

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Загадки вокруг смертей известных людей

Кузнецова Златавчера в 19:07
Мировое наследие

Запрещая азартные игры, монахи играли в боулинг

Буккер Игорь19.09.2019 в 17:14