Насреддин пришел в Россию из Молдавии

Буккер Игорь21.03.2019 в 23:55

Ходжа Насреддин воспринимается в нашей стране преимущественно как литературный или фольклорный герой вроде Иванушки-дурачка. И хотя анекдоты об этом персонаже бытовали в Средней Азии и на Ближнем Востоке, к нам он попал из… Молдавии. Удивляться не стоит, в XVIII веке молдавский господарь Дмитрий Кантемир, ставший сподвижником Петра Великого и русским князем, издал "Историю Турции" с тремя рассказами о Насреддине.

Нужно сказать, что само имя Насреддина зачастую передают по-разному: молла Насреддин, Насреддин-эфенди и даже Наср ад-дин — в переводе с арабского "Победа веры". Поскольку за "русским" Насреддином укрепилось персидское слово "ходжа" (старик, господин, хозяин дома), рассмотрим именно такой вариант.

"В Средней Азии так называется почетное сословие, ведущее свое происхождение от халифов Абу-Бекра и Омара, а также от Османа и Али, только не от дочерей пророка Мухаммеда, а от других жен", — сообщает дореволюционный "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона".

Англоязычный писатель и пропагандист философии суфизма на Западе Идрис Шах (Idries Shah) настаивал, что полностью анекдоты о Насреддине на европейские языки не переведены. И дело тут, по его мнению, обстоит вовсе не в неспособности европейских языков передать все тонкости восточного юмора. На самом Востоке исключительно посвященные суфии умеют толковать иносказания, шуточки и притчи хитроумного Ходжи.

Своими замечаниями Идрис Шах, видимо, хотел сказать, что европейцы (вроде немцев или фламандцев) воспринимают Насреддина скорее как Тиля Уленшпигеля — насмешника, шулера и сорвиголову. Попутно отметим, что протагонист популярного романа Шарля де Костера "Легенда о Тиле Уленшпигеле" (1867) скорее годится в провозвестники какой-нибудь социальной революции или борьбы с господствующими классами, нежели на роль главного героя дилогии о Ходже Насреддине советского писателя Леонида Соловьёва.

На поверку сами суфии оказываются не менее загадочными, чем Насреддин. Суфизм происходит от арабского слова ат-тассаввуф, которое не поддается однозначной интерпретации. Сами суфии производили его от "быть непорочным", нынешние исламоведы предпочитают видеть в этом слове арабское "суф" — "шерсть". Грубое шерстяное одеяние обычно носили дервиши. Формирование суфийских братств относится к XII-XIII векам. В эту эпоху вроде бы и появился исторический Насреддин.

Суфии не обсуждают серьезные вещи с людьми, которые не готовы принять их учение. Насреддин достал из колодца ведро и вылил его содержимое в кувшин. Затем достал другое, но когда он начал выливать третье ведро, ученик не выдержал: "Вода выливается — у кувшина нет дна". "Для того, чтобы увидеть, когда кувшин будет полон, я не отрываю глаз от его горлышка, — возразил Насреддин. — Какое отношение к этому имеет дно кувшина? Когда я заинтересуюсь дном, тогда я буду смотреть на него".

В одном из своих стихотворений суфий Джалал-ад-дин Руми поведал о своих поисках Бога на кресте в христианском храме, у индуистов, в буддийской ступе и в Каабе, но нигде не нашел Аллаха. Он обрёл Всевышнего, когда заглянул в собственное сердце. И тогда он сказал богословам: "Когда же вы перестанете кланяться кувшинам и обратите внимание на воду!"

Читайте также:

Люди-загадки: Ходжа Насреддин и его "двойники"

Судный день в экономике: вспомнили Ходжу Насреддина

Золото попало на Землю с неба

Поделиться:

Ещё по теме

Мировое наследие

Когда ирокезы выкурили трубку мира - в США настала демократия

Буккер Игорьвчера в 22:20
Мировое наследие

Сегодня день рождения главного мифа "Битлз"

Евсеев Антонвчера в 12:03
Мировое наследие

Жизнь в Гувервиллях или трущобы времен Великой депрессии в США

Сергейчик Дарья16.09.2019 в 23:52