Только избранным снятся пророческие сны

В старину пророческие сны бывали намного чаще, чем теперь. Наши предки видели больше снов, точнее, лучше их запоминали. Взрослые пересказывали свои сновидения так ярко и отчетливо, как это делают обычно дети. Что же произошло и почему пророческие сны посещают сегодня только избранных?

Можно предположить, что в жизни наших предков не было такой интенсивной борьбы за существование. Речь не идет о рассвете человеческой цивилизации, когда под вопросом было само существование вида Homo Sapiens . Однако до начала технической революции на Западе, т.е. до середины 19 столетия, существование средних классов проходило в более спокойной обстановке. Вспомним хотя бы русскую классику. Как Гоголь описывает повседневную жизнь «старосветских помещиков». В «энциклопедии русской жизни», в «Евгении Онегине» передана размеренная жизнь семейства Лариных.

Кроме того, в старину снам придавалось известное значение, поэтому люди прилагали особые усилия, чтобы удержать их в памяти. Как дети не видят разницы между сновидениями от действительности, так и взрослые люди ушедших эпох не делали такой разницы. Известно, что халдеи заносили в свои летописи не только деяния, но и пророческие сны. В исландских сагах происходит тоже самое. Боги посылают людям вещие сны, и они не виноваты, что их неверно порой толкуют.

Уже в Античность сны пытались толковать научно. Уважаемый ученый, друг многих знаменитых философов своего времени и профессиональный снотолкователь Артемидор из Далдиса (135-200 н.э.) в своих поездках собрал достаточно много материала, который он обобщил в труде «Oneirokritika ». Причем фактура обработана совершенно рационально. Он определенно говорит, что если один сон сбылся, то нельзя еще из этого делать какие-либо заключения о значении того или иного образа, но нужно сравнивать несколько одинаковых сбывшихся снов и только тогда можно делать вывод. В другом месте он пишет, что хотя по способу, как исполнились сны, можно заключить об их смысле и пророческом значении, но почему именно они предсказывали такое, а не иное событие, этого мы не знаем: это должен решить сам толкователь, на основании собственного вдохновения.

Вот несколько примеров из сонника Артемидора: «Некто привез своего сына на олимпийские игры в качестве метателя диска, и затем увидел во сне, что сын его убит на ристалище и похоронен. Молодой человек возвратился победителем и имя его было увековечено на мраморной плите, как делают это на памятниках покойников». «Некто видел, что ест хлеб, макая его в мёд. После этого он занялся философией, сделался мудрым и этим приобрел большие богатства. Мёд означал сладость познания, хлеб – богатство и изобилие».

Гомер говорил, что Зевс посылает сны смертным. О пророческих сновидениях рассказывается в Библии. Сновидение открыло Иосифу его будущую власть над братьями. Царь Навуходоносор не только требовал, чтобы ему объясняли сны, но даже напоминали те, которые он забывал. Верил в них рассудительный Аристотель, почитавший их следствием какой-то божественной причины. Мудрый Платон смотрел на сны как на счастливую связь неба и земли. Большая часть древних врачей лечила согласно с снами больного. Гиппократ был убежден во влиянии снов и их соотношении с нашим физическим состоянием, что предписывал в своих сочинениях различные средства для предотвращения их вредного воздействия. Такой же точки зрения придерживался далеко не мистик врач и естествоиспытатель Гален. Кстати, это совсем не противоречит воззрениям современных ученых.

К началу прошлого века ученые пришли к выводу, что сновидения имеют исходной точкой раздражения нервных волокон. Считалось, что наиболее сильное влияние на мозг спящего оказывают внутренне состояние организма: свободное или затрудненное дыхание, кровообращение, химические изменения крови и тканей, состояние мышц, положение тела, голод и жажда, переполнение мочевого пузыря, любые болезненные ощущения и многие другие факторы. И все-таки тогдашние исследователи бессильно разводили руками – найти исходный пункт сновидений в каждом конкретном случае невозможно.

Известно, что накануне казни пятерых декабристов Пушкину приснилось, будто у него выпало пять зубов. Мысль о Медном Всаднике пришла нашему гению вследствие рассказа, который передал ему князь М.Ю. Вельегорский. В 1812 г., когда опасность вторжения грозила Петербургу, государь Александр Павлович предположил увезти статую Петра Великого. Высочайшей аудиенции добивался масон и духовидец майор Батурин. Друг царя, князь Голицын, сам сновидец, выслушал его. Майор поведал, что его

преследует один и тот же сон. Он видит себя на Сенатской площади. Лик Петра поворачивается. Всадник съезжает со скалы и по улицам скачет к Каменному острову. Там из дворца к нему выходит озабоченный государь. «Молодой человек, до чего довел ты мою Россию? – говорит ему Петр Великий. – Но покамест я на месте, моему городу нечего опасаться!» Сон передали государю. Ценности и учреждения перевезли в глубь России, а статую оставили на месте. Позже на свет появилась замечательная поэма.

Многократно описаны случаи, когда родные видели во сне умирающими своих близких. Сравнив день и час, они были поражены невероятным совпадениям. Вольтер написал во сне четверостишие, Менделееву пришла в голову его знаменитая система элементов, трудные вопросы решал неугомонный дух арабского врача Авиценны. Примеров великое множество.

Если ощущения падения с высоты зависит от расслабления мускулатуры ног, а стеснение дыхания приводит к появлению чудовищ и кошмаров, то очень многое пока так и остается по-прежнему загадкой. Специалисты по исследованию сновидений дают рекомендации записывать свои сны сразу же после пробуждения или диктовать их на магнитофон. Уже через час после пробуждения большинство совершенно не могут припомнить, что же им такое снилось. Накопление и анализ наших снов может быть когда-нибудь приведут человечеству к великой разгадке.

Автор Игорь Буккер
Игорь Буккер — журналист, очеркист *